10 мифов о скорочтении

06 октябрь 2019

1. «Скорочтение - это умение быстро читать»

И да, и нет. Умение - да. Но скорочтение, это техника чтения про себя. Именно в ментальном плане, а не вслух. Высшие показатели этой техники недоступны, пока ребенок/взрослый не научится читать вслух качественно выше определенной нормы. Вывод: сначала осваиваем технику чтения вслух! Затем думаем обращаться ли к скорочтению...

2. «Обучим вас скорочтению за 72 часа!»

Главный миф. Даже бред. Структуры мозга и нейропсихологические факторы, ответственные за процессы обучения так быстро не формируются. Минимум 3 месяца регулярных занятий.

3. «Скорочтением можно овладеть 1 раз и на всю жизнь»

К сожалению, нет. Быстрое чтение это навык, но не такой, как езда на велосипеде. Его нужно постоянно поддерживать. Без тренировок скорость будет постепенно снижаться, а качество прочитанного «утекать сквозь пальцы».

4. «Можно отдать ребенка на скорочтение, там его научат читать!»

Есть нюансы. Если программа индивидуальная, то да. Если это работа в группе, то есть риск пропустить некоторые параметры в развитии и становлении этого хрупкого навыка. И получить нелюбовь к чтению вообще. Навсегда.

Научить всему ребенка «с нуля» проще, чем переучивать. Подходите ответственно к выбору того, где и с кем малыш будет впервые осваивать букварь как систему. Крайний вариант мини-группы до 3 человек.

5. «Скорочтение нужно всем»

Очень многим детям противопоказано учиться скорочтению, т.к. есть индивидуальные особенности и встречается множество задержек развития, препятствующих освоению навыка. Увеличение скорости чтения без учета таких трудностей приведет к закреплению проблем, уже имеющихся у ребенка.

6. «Вот выучусь, тогда и буду читать Толстого, а пока...»

Еще один миф. Или скорее, недопонимание. При высокой скорости чтение становится четким, акцентированным, глаза учатся «хватать информацию», но к сожалению, вся прелесть художественной литературы остается недоступной. Все тонкости описаний, раскрытие красоты природы, деталей костюма, переливов света - мозг, вероятнее всего, удерживать не станет. Получится сухой остаток. Логика без прикрас. Именно поэтому нужно точно знать какой литературный жанр вы планируете читать и нужно ли вам там скорочтение.

7. «Ребенок плохо читает - регулярные тренировки по скорочтению помогут ему решить проблему!»

Ошибочно. Чтобы решить проблему, нужно понять ее причину. Можно отзаниматься в группе скорочтения полный курс занятий, но скорость и техника ребенка не изменится. Если у ребенка имеется диагноз, и это дислексия, то путь коррекции будет совсем не похож на урок скорочтения. И самого чтения будет не так много - сперва будем работать с образом буквы по всем модальностям.

8. «Ребенок читает хорошо, но не может ускориться. Скорочтение его ускорит»

Когда ребенок уже технически и с понимаем освоил навык чтения, но ускоряться не получается, на то есть причина. От плохого зрения (неустановленный диагноз), до трудностей с артикуляторным аппаратом и дыханием. В этой точке надо разбираться:

- консультация логопеда

- консультация нейропсихолога

- консультация невролога

А дальше действуем исходя из рекомендаций специалистов.

Скорочтение не решает всех проблем!

9. «На занятия пойду, пусть меня научат!»

Ребенок загружен. Занимается только в центре и не делает домашнего задания (не читает норму упражнений) - научится и так. Миф. Без регулярных , лучше ежедневных тренировок на этапе обучения, навык будет формироваться бесконечно долго или никогда не сформируется. Если идете учиться, будьте готовы тратить дома время на чтение. Иначе деньги уйдут вникуда.

10. «Научусь читать по диагонали...»

Диагональное чтение - всего лишь один из способов ускоренной работы с текстом , причем довольно сложный. Чтобы к нему прийти сперва нужно будет освоить базовые упражнения для концентрации внимания и работы глаз, множество техник фиксации взгляда и запоминания, отработать пересказы постоянно растущих в объеме текстов, корректно транслировать полученную информацию, а уже потом «взяться за диагональ».

Путь долгий!

Не ищите только легких путей, они часто ни к чему не приводят.

Желаю Вам успехов!🌷

— Анна Полищук