Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы и поведения у детей от 1, 5 до 7 лет

29 июнь 2019

Все мы ведем себя по-разному с разными людьми. С кем-то пошутить можно, а с кем-то не стоит. У одного можно попросить что-то, а посмотрев на другого понимаешь, что лучше не просить, чтобы не попасть в неловкую ситуацию или не нарваться на скандал.

Дети в этом плане не исключение. С разными людьми они могут вести себя очень по-разному. Более того, часто ребенок "хорошо и послушно" ведет себя с каждым из родителей по отдельности, но когда семья собирается втроем, начинает баловаться и безобразничать.

Для того, чтобы понять, почему ребенок ведет себя так или иначе, нужно посмотреть не только на его эмоциональные и психологические особенности, но и на то, как он общается с разными членами своей семьи: мамой, папой, братьями и сестрами. Поэтому на диагностику эмоционально-волевой сферы нужно приходить всем вместе.

Когда меняется характер общения, изменения в поведении ребенка происходят очень быстро. Поэтому родители получают простые домашние задания, помогающие изменить жизнь семьи к лучшему.

Иногда причина детского поведения или эмоций скрыта на более глубоком уровне, и нужно распутать целый клубок непредсказуемых, хитро пересекающихся друг с другом, причин.

У меня была семья, в которой мама обиделась на папу и не разговаривала с ним 2 месяца. А потом их трехлетний сын случайно закрылся в ванной, и родителям пришлось объединиться, чтобы вызволить его из добровольного заключения. За долгое время это был первый вечер, который семья провела совместно и без критики в адрес друг друга. Для трехлетки это было настоящее счастье. С тех пор он запирался в ванной каждый день, и каждый день, пока родители открывали сломанный замок, они общались. Но помириться окончательно родители не могли, потому что между ними висел застарелый неразрешенный конфликт.

Чтобы ребенок не устраивал истерик в ванной, родителям пришлось налаживать отношения не с ним, а друг с другом!

Итак, что же такое диагностика эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка? Это сбор огромного количества разрозненных, и на первый взгляд, не связанных друг с другом фактов, начиная от генетики и физиологии, и заканчивая городом или страной, в которой живет ребенок.

Затем анализ всех этих фактов. Важно понять, какие из них и как именно связаны с проблемным поведением, и далее - придумать способ изменить систему так, чтобы поведение и эмоции изменились.

Это всегда индивидуальная и творческая работа, ведь одинаковых семей и одинаковых детей не бывает!

— Наталья Степанова