Дислексия. Часть 1

30 январь 2020

Современные родители часто обращаются с вопросом о невнимательности ребенка на письме и трудностях в развитии навыка чтения. Бывает, что это связано с обычной ленью или усталостью, но зачастую речь идет о реальном диагнозе, который встречается у 5% современных детей.

За границей России дислексией (dyslexia) принято считать общие нарушения как письма, так и чтения. В нашей стране их принято делить на две группы: к дислексии относят проблемы чтения, а дисграфия характерна при повторяющихся ошибках и трудностях в овладении грамотным письмом. Чаще они встречаются сочетанно, а симптоматика схожая.

При дислексии мы видим стойкие, избирательные нарушения усвоения чтения при общем сохранном интеллекте, зрении и слухе. Такие как:

- пропуск и замена букв, слогов или целых слов при чтении;

- невозможность овладения образом буквы;

- повышенная отвлекаемость;

- непонимание смысла прочитанного;

- додумывание или пропуск окончаний, строк текста;

- трудности пересказа только что прочитанного текста;

- множественные аграмматизмы;

- отсутствие «языковой чувствительности»;

- нарушения словообразования, согласования и падежных окончаний существительных;

- отсутствие критики к своему письму и чтению;

- искажение звуко-слоговой структуры;

- побуквенное чтение и невозможность образовать слог и др.

Соответственно, если своевременно у нейропсихолога ребенку не определили нарушение и не подобрали техники коррекции, то к этим симптомам добавляется

- неуверенное поведение, робость, эмоциональные трудности и слабость волевого компонента (когда ребенок пытается, прикладывает все силы, но в итоге все равно не получается, и он просто перестает пробовать).

Но не стоит заблуждаться, что дислексия это исключительно детский диагноз. В обществе, где многие интеллектуальные функции берет на себя гаджет, частота «глупых», невнимательных ошибок все растет. Все больше взрослых замечают за собой невозможность концентрироваться на тексте, множественные опечатки и потерю смыслового содержания текста.

Дислексия – проблема современного поколения, масштаб которой только растет. К слову, чтобы написать эту статью без ошибок, мне так же необходимо написать и перечитать ее внимательно несколько раз, т.к. опечатки иногда встречаются.

В каком возрасте мы говорим об этом диагнозе, и когда бить тревогу?

Считается, что подобные ошибки нормативны у детей, обучающихся в 1 классе. Действительно, на этапе, когда ребенок должен «научиться учиться», он будет и должен совершать ошибки, чтобы впредь не повторять их. И это нормально. Но к концу 1 класса, началу 2-го, мы должны свести ошибки к минимуму или видеть стабильную положительную динамику.

Однако, в нашей стране с подобными трудностями родители обращаются к нейропсихологам уже только в 3 классе, когда 2-й уже прошел, а лучше все-таки не стало (вечное «авось, пройдет само»). К сожалению, само проходит крайне редко и не до конца.

Конечно, обратить внимание и предположить зоны риска возникновения дислексии, профессионал может гораздо раньше. Уже в возрасте 3-4 лет будут видны речевые предпосылки, а в возрасте 4-5 конкретные сферы, по которым нейропсихолог видит слабость, недоразвитие или задержку.

Как лечить дислексию?

Дислексия может являться как первичным, так и вторичным нарушением.

При дозревании зон мозга, часть ошибок может уйти безвозвратно. В целом, с возрастом и увеличением нейронных связей симптоматика иногда сглаживается сама по себе, но не в школьные годы.

Особенно тяжело учиться в начальной школе. Здесь нужен интегративный подход. «Лечить» медикаментозно не получится. Такое лечение может быть дополнительным, стимулирующий, но основное – это комплекс занятий и упражнений, направленных на совершенствование владения всеми речевыми параметрами, а также способности ребенка переходить от элементарных единиц текста ко все более крупным, с опорой на сильные стороны.

В своем профиле инстаграма @anna_polishuk_neuro я выкладываю игры и сториз, где мы прорабатываем с учениками скорость, технику чтения и понимание прочитанного, а также существующие пробелы в развитии высших психических функций.

Продолжение в «Дислексия. Часть2»

- Детский нейропсихолог, Анна Полищук.