Инициатива. Бери и делай. Часть 2

30 июль 2020

Инициатива и самостоятельность ребенка идут рука об руку.

Помимо того, что ребенок до 3-х лет интересуется всем и вся, его мозг быстро созревает и обрастает огромным количеством нейронный связей. Поэтому, если в год ребенку было все интересно доставать из кухонных ящиков и разбрасывать, то в 2,5 это уже не интересно – интересно повторять за мамой и использовать предметы по назначению. Обычно дети, которых не ограничивали в пространстве, постепенно теряют интерес к «просто бросать и просто открывать», у детей появляется внутренний огонь мотивации научиться делать как взрослый. Помимо безграничной свободы ребенок учится навыкам самообслуживания. И вот этот драгоценный коктейль играет принципиальную роль в воспитании и показывает разницу между бездумной вседозволенностью и естественным ранним развитием с границами по возрасту ребенка.

Чем больше ребенок осваивает бытовых навыков самообслуживания и чувствует поощрение в этом со стороны взрослых – тем лучше работают зоны самоконтроля головного мозга и качественно меняется игра ребенка. Его поведение становится осознанным.

Когда инициатива ребенка в самостоятельности поддерживается – у ребенка формируется уверенная самооценка – я могу сам. Он накапливает позитивный опыт ОТ ПРИЛОЖЕННЫХ УСИЛИЙ в достижении целей!!!! Ведь с первого раза ничего не получается! Как кряхтят малыши, которые хотят САМИ натянуть штаны. Они могут потратить на это массу времени, они не считают время! И все детство до 5 лет, а то и старше – это формирование навыков самообслуживания через приложенные усилия. Я МОГУ! Да, не всегда получается с первого раза, но я могу сам! И когда родители дают эти возможности – то формируется адекватная причинно-следственная связь, адекватная самооценка.

Тревожность у ребенка снижается. Он сталкивается с новыми задачами и решает их, его мозг наполняется положительным опытом достижений. Ошибки будут всегда. Вопрос как к этим ошибкам относятся наставники, в каком эмоциональном ключе.

Чем чаще в детстве ребенка родители экономят свое время, делая что-либо за него (то, что по возрасту он уже может делать) - тем хуже идет развитие волевых процессов в головном мозгу. Инициатива на самостоятельность и прикладывание усилий пресекается.

С 3 до 7 лет у ребенка продолжают созревать зоны головного мозга, отвечающие за самоконтроль и это становится видно по его поведению. Именно с этого момента, со стороны взрослых, к ребенку могут потихоньку появляться МИНИМАЛЬНЫЕ требования. Навыки самообслуживания еще формируются, моторика не совершенна. Но мозг зреет и в Ваш дом стучит фантазия ребенка.

Играть становится интересно с кем-то, игру интересно продолжать, в игру можно вставить сюжет из мультика, из книги или из того, что увидел на улице.

Не зря для психологов игра ребенка – отражение мира, который его окружает. По тому, как девочка наказывает куклу, можно понять, как наказывают ее саму.

И я рада за детей в самоизоляции с той точки зрения, что многие родители смирились с бардаком…

Зоны самоконтроля несовершенны, удерживать внимание еще сложно. И у родителей складывается ощущение, что ребенок просто наводит бардак. Но если ребенок играет 5 минут в одно, потом переключается на другое, потом на третье – это и есть его личное время удержания внимания. И с возрастом эти показатели меняются. Формируется САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРА и она зреет.

Мы держим границу на развивающих играх: поиграл – убрал. Например, пазлы, квадраты Никитина и т.д.

Если ребенок просит детали из развивающей игры для сюжетно-ролевой, то после игры эти элементы убирает на место первыми.

А в рамках обычных игрушек такое правило может сыграть плохую шутку – можно прервать сюжетную линию, развитие фантазии, инициативу. Бывает так, что ребенок начал играть в одно, потом в третье и тут возвращается к первой игрушке. Переключаясь от одной игрушки к другой, начинает придумывать новый сюжет. И с каждым таким опытом сюжет начинает немного усложняться и увеличиваться по времени.

И если в этот момент ребенок растет в жестком загоне «поиграл - убрал» и вечного недовольства за бардак, то можем получить фантазера, невротика и даже навязчивые действия - вариаций много. Есть риск воспитать человека, который много придумывает, но никогда не делает. Живущего мыслями, что когда-нибудь… Это природа, ребенку надо было придумывать и тут же делать.

Плохо, если ребенок если ребенок расслабляется только когда его не видят. Когда при взрослых такого себе не позволяет. Значит взрослые не направляют игру, а ограничивают запретами: положи, убери, так не делай.

Возраст от 3 до 7 первый, более менее, осмысленный и последний в теме “Хочу делаю”. Далее начинается “надо”.

Автор: Валентина Паевская, автор и ведущая проекта УзнайКакЛучшеДляРебенка