Исследования мозга

09 сентябрь 2019

Мозг человека - самый сложный объект из известных нам во Вселенной, и мы только учимся проникать и исследовать все его тайны.

Нейропсихологическая диагностика подразумевает под собой функциональную оценку работы коры и подкорковых отделов головного мозга.

Результаты проб дают специалисту понять, какой именно участок мозга поврежден, дефицитарен или не сформирован на данный момент. Так же это может быть целый комплекс нарушений, и соответственно, некая область участков, выполняющих свои функции неполноценно.

Данные об этом участке нейропсихолог получает в ходе внешнего исследования, в котором четко и последовательно выстроены все шаги, техники и задания, для оценки параметров развития ВПФ (Высших психических функций).

Результаты любой нейродиагностики могут обогатить, подтвердить или опровергнуть современные исследования мозга: ЭЭГ, ПЭТ, МРТ, ВП и др.

В разных диагностических случаях ребенку или взрослому может быть необходимо пройти одно или несколько исследований мозга, чтобы исключить физиологические нарушения до момента коррекции. Т.е., чтобы поставить точный диагноз по видимым локальным нарушениям функций мозга.

Это необходимый этап, поскольку нейрокоррекция и развитие нейропсихологического фактора (называние предметов, фонематический слух или экспрессивная речь) могут быть бесполезны, если у ребенка имеется физиологическое нарушение (например, не установленный ранее диагноз нарушения слуха, непроводимости слуховых сигналов или глухота).

В таких случаях, нейрокоррекция запускается только после физиологического лечения или параллельно с началом лечения. Но как самостоятельный и единственный путь будет малоэффективна.

Современные институты, изучающие строение и функции мозга активно используют следующие исследования:

1) ЭЭГ.

Факт, что мозг создает электричество, открыт еще в 1875 г. английским врачом Ричардом Катоном.

Но немецкий ученый Ганс Бергер первым положил электроды на скальп человека, подсоединил их к усилителю и записал первую в мире электроэнцефалограмму. [Весьма отчаянная история - чтобы доказать правоту своего открытия, Бергер сделал трепанацию черепа своему 15-летнему сыну и доказал, что сигналы с поверхности головы и с поверхности мозга идентичны]. Электрические сигналы, генерируемые мозгом, с тех пор записываются с поверхности кожи головы, являясь безопасным методом исследования.

На ЭЭГ сейчас фиксируются ритмы, сменяющие друг друга, которые называются буквами греческого алфавита (альфа, бета, гамма), по возрастанию частоты. Позже были открыты дельта- и тэта-, «медленные» ритмы.

В настоящий момент эти ритмы еще более узко распределяются и имеют важное значение в диагностике многих заболеваний, например, эпилепсии. Локализация активности медленных волн в какой-то области может указывать на наличие опухоли, тэта-волны сопровождают эмоциональные реакции. Для нейропсихологов

важными показателями на ЭЭГ будут состояния альфа-ритма, медленных ритмов и подкорковых, стволовых структур. Имея на руках даже заключение варианта нормы, можно дать рекомендации для улучшения работоспособности мозга и упражнениям, активизирующим тот или иной отдел коры головного мозга.

2) МРТ

Любое функциональное изменение связано с изменениями в биохимии ткани.

Суть метода магнитно-резонансной томографии заключается в том, что благодаря излучению, а также поглощению и отражению рентгеновских лучей, можно с высокой точностью сказать об органических поражениях, травме, опухоли, абсцессах и любых других повреждениях ткани, ее состава, плотности или изменениях

концентрации какого-либо вещества.

С помощью МРТ можно определить величину и скорость локального кровотока и оценить, где нейроны работают эффективнее и как они выполняют свои конкретные задачи: это специальный метод фМРТ или функциональная магнитно-резонансная томография.

Нейропсихолог может рекомендовать пройти МРТ в случае, когда подозревает органическое изменение в отделе головного мозга, но последнее слово остается за лечащим врачом.

3) ПЭТ

Позитронно-эмиссионный томограф произвел революцию, позволяя видеть исследователям, как мозг «живет». Проводя сканирование мозга в режиме онлайн и предлагая испытуемым решать задания из разных областей, ученые оценивали, какая область мозга участвует в сложной деятельности и сколько энергии она потребляет.

Впервые стал доступен анализ глубоких структур мозга, что они «делают» и этот метод позволяет исследовать любой процесс в теле человека, и в этом его огромное преимущество. Например, стало известно, что абсолютного покоя у живого мозга не бывает, это всегда определенная деятельность и активация некоторых участков мозга.

Очень многие операции даже не планируются без предварительного ПЭТ-исследования.

Однако к данному методу исследования бывают противопоказания.

4) ВП

Вызванный потенциал – электрическая реакция органов (в основном мозга) на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные - для регистрации зрительных ВП, звуковые - для регистрации аудиторных ВП и электрические - для

регистрации соматосенсорных ВП. Запись производится при помощи электроэнцефалографических электродов, расположенных на поверхности головы.

В зависимости от времени ответа и реакции, определяется степень нарушения органа. Метод часто используется для объективной оценки нарушений слуха, когда у ребенка задержка речи, для дифференциации диагнозов, включая РАС (расстройство аутистического спектра). Зрительные ВП имеют важное значение в диагностике рассеянного склероза. Соматосенсорные и моторные ВП позволяют выявить и оценить степень нарушения функции проводящих путей спинного мозга.

— Анна Полищук