Мышление ребенка до 4х лет

24 июнь 2020

Мышление — высшая степень познания мира. Оно опирается на имеющийся у человека опыт. Собственный и учебный, поэтому на его развитие чрезвычайно влияет педагогическая среда, то есть мы взрослые. Чем богаче опыт - тем глубже мыслительные процессы.

Формы мышления (от 0 до 4):

1) Мышление на основе восприятия (сенсорики), физиологических реакций - до 1 года.

2) Наглядно-действенное мышление - 1 год - 3/4 года.

Возникает, когда ребёнок:

- начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого;

- встречается с новыми условиями и решением проблемных практических задач (с помощью действий в быту и игре).

Действие выполняет роль мыслительной операции:

- «стучу ложкой о стол - узнаю, что он твёрдый»;

- «выпускаю соску из руки - понимаю, что она всегда летит вниз».

Речь неотъемлемый компонент мышления. Особое внимание важно уделить развитию понятийной сферы.

Мысль = оперирование понятиями.

Необходимо укреплять связь между действием, словом и образом.

Золотой стандарт развития:

1) Показать

2) Сказать

3) Сделать

Операции мышления широко доступные в раннем возрасте:

- Сравнение - умение выделять сходства и различия предметов или явлений. Здания по типу лото или «найди одинаковое».

- Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на части или выделение в нем отдельных свойств. Например, умение выделить у машины колёса, кузов, фары.

- Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов. В практике - пазлы, конструирование.

- Обобщение - умение соединить сходные признаки предметов и явлений. Простая сортировка - по цвету, форме, размеру.

Автор: Кристина Прошакова, специалист проекта УзнайКакЛучшеДляРебенка.