Нейропластичность (часть 1)

01 июнь 2019

Нейропластичность – это внутреннее свойство нервной ткани, заключающееся в ее способности изменять структуру и функции мозга.

60 лет назад идею о том, что мозг взрослого человека может меняться, подвергали критике и высмеивали. В нейробиологии существовала парадигма, что взрослый мозг имеет фиксированное развитие и ограниченный клеточный запас. Иными словами, «нельзя научить старую собаку новым трюкам».

В действительности все это далеко от правды. Последние десятилетия множество экспериментов на крысах, приматах и людях подтверждают тот факт, что мозг не только может преобразовываться, но и постоянно, на протяжении всей жизни, меняется тем или иным путем, реагируя на все, что мы делаем, на каждый полученный нами опыт.

Механизмы нейропластичности чрезвычайно разнообразны, и к ним относятся как изменения электрических свойств нейронов, которые длятся миллисекунды, так и обширные структурные изменения, постепенно развивающиеся в течение нескольких месяцев и даже лет.

Рассмотрим некоторые из них:

1. Сенсорное замещение.

В проведенных экспериментах было установлено, что при длительной тренировке слепые люди могут частично переводить тактильные ощущения в зрительные образы. Сперва научившись различать вертикальные и горизонтальные линии, а позже формы. Через 10 часов тестирования все испытуемые научились распознавать предметы обихода, тени и черты лиц других людей. Так же визуализация включается и в работе с шрифтом Брайля – первичная зрительная кора активируется, когда поступают осязательные ощущения от рецепторов при анализе выпуклых точек.

И это лишь один из примеров замены одних сенсорных ощущений другими.

2. Пластичность в период развития.

Как оказалось, развивающийся мозг производит гораздо больше нервных клеток, чем требуется в действительности. Впоследствии, те клетки, которые не взяли на себя новые функции, не получили новую информацию или не встроились в синаптические цепочки - будут удалены. Это делается для того, чтобы ресурсы организма не уходили впустую, питая и обеспечивая бесполезные клетки.

Вот почему очень важно, чтобы мозг всегда находился в состоянии обучения чему-то новому.

3. Синаптическая пластичность.

Долговременная потенциация – вид пластичности, позволяющий мозгу обучаться. Усиление химических реакций и увеличение их продолжительности позволяет дольше удерживать, запоминать и сохранять новый опыт, создавая совершенно новые синапсы и связи между уже существующими. Обучение – нейрохимический процесс. Достаточная мотивация и интерес к учебе позволяют естественным образом улучшить проводимость и запечатление информации в мозге.

Все существующие нежелательные связи «помечаются» как подлежащие уничтожению молекулами иммунной системы. Микроглия воспринимает это как сигнал «съешь меня» и поглощает все встречающиеся синапсы с такой маркировкой. Такие клетки постоянно патрулируют свой участок ткани мозга, это называется синаптический прунинг. Он наиболее проявляется во время полового созревания.

— Анна Полищук