Нейропластичность (часть 2)

02 июнь 2019

Нейропластичность – это внутреннее свойство нервной ткани, заключающееся в ее способности изменять структуру и функции мозга.

Продолжаем рассматривать его механизмы.

4. Нейрогенез у взрослых.

Небольшой процент новых клеток постоянно образуется в гиппокампе. Их называют стволовыми клетками. Известно, что нейронные стволовые клетки могут делиться в ответ на повреждение мозга, и можно обучить их производить и заменять клетки конкретного участка. Вторая стратегия – трансплантировать стволовые клетки и «нацеливать» их на поврежденный участок.

Задача современной нейробиологии научиться использовать такие (как их иногда называют) «волшебные» клетки для лечения различных дисфункций, но пока мы еще далеки от полного понимания как это сделать. Ученые пока не проводят 100% успешных операций и остается много вопросов: какой тип стволовых клеток лучше подходит для трансплантации? Как убедиться, что клетки выживут и смогут обеспечивать необходимую неврологическую функцию? Как закрепить результат и обучить клетку? Какое оптимальное число клеток для пересадки? И многие другие. Но само направление работы, безусловно, несет огромные перспективы.

5. Тренировка мозга.

Современные методики и новые направления тренировки мозга – целая индустрия, приносящая миллионы долларов: десятки компаний разрабатывают приложения, создают специальные гаджеты и игры, обещая своим клиентам улучшить общую работоспособность и избежать риска слабоумия.

Однако, у большинства из таких средств отсутствует очень важный показатель – «Эффект переноса обучения». Другими словами, человек может учиться и достигать результатов в конкретной игре, но этот навык не оказывает никакого влияния на другие когнитивные функции и не повышает среднюю производительность мозга.

На мозг оказывают положительное влияние регулярные, мультимодальные тренировки. И сбалансированные физические нагрузки.

Рассмотрим, например, изучение музыки. Все зоны мозга, начиная от ствола и заканчивая лобными отделами, включены в процесс обучения новому инструменту. Чтобы добиться результата, мозгу необходимо настроить связи, выстроить синапсы и расставить клетки так, чтобы «общаться» зонам было удобно. Это целая новая нейронная сетка, которая только продолжает расти и развиваться. ТО же самое происходит при изучении нового языка – в левой височной и теменной извилине (у правшей) образуются новые скопления клеток, которые содержат информацию о новом языке. Включая и фонематический анализ и семантической значение иностранных слов.

6. Повреждения и травмы мозга.

Хорошо известно, что нейропластичные изменения наблюдаются в мозге при повреждениях нерва или после инсульта. В следствие этого идет перестройка нейронной сети на уровне головного и спинного мозга, которые сохраняются в дальнейшем на многие месяцы и годы.

Иногда здоровые клетки, соседние с пораженными клетками начинают частично брать на себя их функции. Например, при сниженном тонусе одной из мышц, отвечающих за поворот глаза, все остальные распределяют необходимую нагрузку между собой, стараясь максимально сохранить функцию полноценной.

При ампутации конечности соответствующий соматосенсорный отдел коры начинает уменьшаться, а затем близлежащие участки мозговой ткани начинают расширяться и захватывают его. Такой процесс называется корковой реорганизацией. Это может привести к «фантомным болям», когда у пациента остается отчетливое ощущение конечности и прикосновения к ней.

Одно из направлений лечения после инсульта – передача функции из левого полушария в правое. Благодаря ТМС (транскраниальной магнитной стимуляции), специалисты увеличивают активность клеток в поле одного полушария, что может способствовать восстановлению утраченной функции. Пока еще результаты не до конца стабильны.

7. Изменения головного мозга в течение жизни.

Максимально пластичным мозг является во внутриутробном этапе. После рождения темпы роста клеток снижаются в течение первых лет. Мозг взрослого человека тоже образует новые клетки, но данная способность достаточна ограничена.

Из этого можно сделать вывод, что полученный в раннем возрасте опыт оказывает существенное влияние на развитие нейронных связей на всю жизнь. Знания и навыки, полученные маленькими детьми, могут создавать предрасположенности к определенным моделям поведения и интересам во взрослой жизни.

Поэтому чрезвычайно важно подходить к вопросу раннего развития и обучения с умом.

— Анна Полищук