Развитие речи у детей 0-12 месяцев

16 январь 2020

Все знают про гуление и лепет у детей до года. И многие родители, впервые услышав одну из этих речевых реакций, успокаиваются, думая о том, что речь ребёнка развивается в норме. Однако это только вершина айсберга под названием «Речь», котороя, к сожалению, далеко не всегда гарантирует то, что малыш заговорит своевременно.

1⃣ Гуление есть у всех детей, «говорящих» в будущем и нет, у глухих, у детей с ДЦП и др. диагнозами разной сложности. Т.е. само по себе оно ни о чём не говорит. Нужно наблюдать за ребёнком в целом, держит ли он голову, улыбается ли увидев знакомое лицо, развиваются ли согласно норме рефлексы.

2⃣ Первая речь - это крик. Примерно к 3-4 неделям ребёнок впервые в жизни начинает устанавливать причинно-следственные связи: «я плачу-меня кормят», «я плачу-мне сухо», «плачь - мой способ взаимодействия и влияния на мир».

Что на этом этапе нужно от мамы?

Безусловное принятие. Для того, чтобы ребёнок нарабатывал эти причинно-следственные связи ему нужно, чтобы мама давала реакцию на его «запрос» - разговаривала с ребёнком, кормила, согревала, меняла пеленки, любила.

3⃣ Французские ученые провели исследование, которое выявило, что постоянное нахождение ребёнка в памперсе негативно сказывает на речи. Т.к. у ребёнка нет потребности говорить (пусть и плачем) о своём неудобстве взрослым.

4⃣ Кормление по часам, также негативно отражается на речи. Ведь практически всегда ребёнка кормят ещё до того, как он успеет проголодаться, а соответственно мотивации попросить еду нет.

5⃣ Грудное вскармливание показано всем детям до 1 года и до 2х лет тем, которые подверглись факторам негативно влияющим на нервную систему (гипоксии, приём серьезных медикаментов, органические поражения мозга и пр). ГВ помимо помощи в становлении тесной психологической связи матери и ребёнка, является источником большого количества НЕЗАМЕНИМЫХ для развития нервной системы фосфолипидов. А успешное формирование неровной системы напрямую связано с развитием речи.

6⃣ Примерно к 6 месяцам у ребёнка появляется лепет (отдельные слоги, или слоговые дорожки - «ба-ба-ба» и пр.), однако само его появление ещё не говорит о том, что в дальнейшем речь ребёнка будет развиваться нормально. Лепет также как и гуление генетически обусловленная реакция. И чтобы она начала трансформироваться в произвольную речь, родителям нужно прилагать определённые усилия:

🔹Провоцировать звукоподражание. Первично звукам природы - шелесту листьев, журчанию воды. А позже звукам животных и бытовым шумам.

🔹Разговаривать с ребенком на уровне его глаз, чтобы он видел движения губ и мимику.

🔹Развивать познавательную сферу согласно возрасту. Согласитесь, вероятность того, что вы получите речевую реакцию показывая 8ми месячному ребёнку фотографии исторических личностей минимальна, нежели вы будете показывать картинки с уточками и котятами.

🔹Пение колыбельных, чтение сказок (и не только) - усвоение ритма и интонаций языка.

🔹Развивая щипковый захват малыша вы напрямую будете влиять на развитие артикуляционного аппарата.

🔹Вводить своевременный прикорм из твёрдой пищи, для естественной стимуляции артикуляционного аппарата.

- Кристина Прошакова