Ребенок боится или не переносит шум

31 октябрь 2019

Бывают такие дети, которые не любят или пугаются шума. Например закрывают уши в театре или кинотеатре, плачут от звука сушилки для рук или звуках блендера.

Причин может быть несколько:

1. Возрастная гиперчувствительность.

2. Гиперакузия - врожденная особенность слуха.

3. Расстройство артистического спектра (РАС).

В данной статье я рассмотрю первый вариант. Так как он чаще всего встречается у детей нормы и проходит, как правило, к 5-6 годам.

Возрастная гиперчувствительность

При возрастной гиперчувствительности родители обычно замечают эту особенность в 2-3 года. Чаще, когда ребенок не «перерастает» реакцию на внешние звуковые раздражители, продолжает их бояться. Начинает пугаться, закрывать уши, когда родитель повышает голос или находится в месте, где уровень шума превышает привычные звуки.

Иногда, это может быть причиной повышенной возбудимости нервной системы или тревожности ребенка. В этих случаях родителю необходимо спокойно объяснить источник звука. Например, если ребенок боится шума смываемой в туалете воды (часто в самолетах), звука сушилки, мясорубки, блендера и прочее, обратите его внимание на эти предметы перед тем, как будете взаимодействовать с ними. Предупредите, что сейчас будет громко и для чего именно вы будете использовать данный предмет. Можно попросить ребенка отойти подальше или закрыть ушки. Покажите и объясните, что взаимодействие с этими предметами не опасно. Постепенно, ребенок привыкнет. Далее можно попросить ребенка помогать Вам при манипуляциях с ними.

Если же ребенок боится помещений, где много шума, то есть прекрасное упражнение с использованием костной проводимости звука, которое Вы можете использовать дома.

Костная проводимость - передача звука во внутренне ухо через кости черепа. Костная проводимость одна из причин того, почему человек воспринимает звучание своего голоса по-иному, нежели оно слышится ему в записи. Поскольку кости черепа проводят более низкие частоты лучше воздуха, собственные голоса кажутся людям ниже и глубже, в сравнении с тем, как они слышатся окружающим; в записи же голос зачастую звучит выше ожидаемого.

При выполнении упражнения можно приобрести сенсорные наушники или наушники для стендовой стрельбы в тире (они не стоят дорого), либо можно закрыть уши ребенка своими руками или использовать беруши.

Упражнение: надеваем на ребенка наушники, кладем в горизонтальное положение, либо сидя, чтобы голова ребенка была перед вами. Следим, чтобы ребенок был расслаблен. Подбородком прислоняемся ко лбу ребенка и издаем гласные звуки: «аааааа», «уууу», «ииии» и др. Начинать лучше с малой интенсивностью (тихо), затем ее увеличивать (громко): «ааааААААА».

Это упражнение хорошо интегрирует костную проводимость и ребенок привыкает к звукам разной интенсивности.

В домашних условиях можно, также использовать предметы с громким звучанием, которыми ребенок может манипулировать сам: бить в барабан, бить поварешкой по кастрюле. Можно попросить ребенка громко покричать или повторить звук за вами по такой же схеме сначала тише, затем громче. При выполнении этого упражнения важна положительная реакция от взрослого.

При гиперчувствительности к звукам покажите ребенка врачу аудиологу, чтобы исключить диагноз и оградить ребёнка от посещения шумных мест до 5-6 лет.

Гиперакузия

«Гиперакузия» — врожденная острота слуха, которая не проходит со временем. В детском возрасте чуткий слух вызывает у ребенка испуг, непонимание, истерики. Этот диагноз может поставить врач-аудиолог.

Расстройство артистического спектра (РАС)

РАС - расстройство аутистического спектра. Как правило, сопровождается рядом других специфических реакций ребенка на внешний мир: у ребенка строгие предпочтения в одежде, плохо реагирует на все новое, обращает внимание на консистенцию еды, хронически не чувствует положение своего тела в пространстве, реагирует истерикой на крохотные ранки или порезы, не выносит прикосновений. В таких случаях лучше обратиться к врачу психиатру, а также посещать занятия по сенсорной интеграцией.

— Полина Харина