Телевизор в жизни ребенка

27 март 2019

Телевидение, а теперь и интернет полностью заполнили нашу жизнь, наше свободное время и «приклеили» нас к экранам гаджетов. Намеренно или нет, но мы прививаем эту же привычку нашим детям. В статье поговорим о том, как телевизор влияет на жизнь ребенка и на его развитие. Под телевизором я также понимаю любые гаджеты, на которых ребенок может смотреть телевизионные передачи и мультфильмы.

В раннем детстве (0-3 года) телевизор не несет под собой НИКАКОЙ развивающей роли.

С точки зрения исследований, ученые пришли к выводу, что телевизор нарушает развитие Нервной системы ребенка: дети стали хуже мыслить, возрастают речевые проблемы (и это для нас не секрет), снижается время активного (произвольного, то есть в сопровождении некоторых волевых усилий, направляется на объект) внимания ребенка.

Экран передает нам двухмерное изображение и сужает поле восприятия. Для корректного созревания зрительной системы необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных объектов. Для чего ребенку стоит предлагать стимулы в виде ярких игрушек различной формы – погремушки, пирамидки и пр. Много гулять и целенаправленно изучать мир путем наблюдения и взаимодействия с ним – рассматривать цветы, листья, насекомых, животных.

Дети, которые много смотрели телевизор в раннем возрасте имеют трудности при обучении чтению. При чтении необходимо, чтобы глаза постоянно двигались слева-направо по строке. ТВ уменьшает объём произвольных движений глаз, как следствие глаза быстро устают, затрудняют чтение.

Также у ребенка снижается произвольное внимание. Внимание тесно связано с работой зрительной системы. Расширение зрачков и прослеживание взором – это функция части мозга под названием РАС – ретикулярная активизирующая система. Она определяет на чем нужно сфокусировать внимание. Это возможность концентрироваться и фокусироваться. Чтобы обработать новый стимул коре требуется от 5 до 10 секунд. Сейчас частота смены кадров в мультфильмах варьируется от 4 до 6 секунд, в рекламе 2-3 секунды. Просмотр передач и быстрой сменой кадров снижает формирование произвольного внимания.

Мультфильмы и различные «развивающие» телепередачи познавательной пользы ребенку не приносят. До 3-4 лет активно развиваются 1 и 2 блок мозга. К 3-4 годам постепенно включаются и лобные доли, отвечающие за анализ и обработку информации. До этого времени ребенок не в состоянии в полной мере осознать абстрактные понятия, полностью осмыслить происходящее на экране. При просмотре телевизора не происходит насыщения, например, как в питании, и физиологи приравнивают телевизор к «наркотической» зависимости.

С точки зрения физического развития человека телевизор и любые гаджеты так же отражаются негативно на развитии. До 3-4 лет основная задача ребенка – это движение. Чем больше двигается ребенок в этом возрасте, тем лучше развивается его мозг. Телевизор фиксирует ребенка в статичном положении, забирает его движение, а, следовательно, и развитие. Просмотр телефона или планшета формирует неправильную осанку у ребенка – спина изогнута дугой, голова наклонена вниз.

Примерное время просмотра телевизора в день:

от 0 до 2 лет - 0 минут

от 2 до 3 лет - 10 - 15 минут

от 3 до 5 лет - 20 - 25 минут

от 5 до 9 лет - 30 - 40 минут

от 9 до 12 лет - 60 - 90 минут

Что же можно смотреть и что показывать?

Если копать дальше, то в наше время потребления, мультипликация - это маленький винтик в махине рекламы. Все что мы смотрим, едим, носим – результат работы хорошей рекламы. Разве сердце родителя может отказать ребенку в покупке новой безобидной игрушки? Конечно нет… Но все мультсериалы, большинство полнометражных мультфильмов несет именно эту функцию, чтобы, выйдя из кинотеатра – Вы начали скупать всю продукцию по просьбе ребенка. Хорошо, если мультфильм по содержанию безобидный. Прежде чем идти или скачать новый мультфильм – задумайтесь, чему он научит вашего ребенка, какую пользу принесет…. Ведь только родитель может решить, чем «питаться» его ребенку!

Подходите к просмотру телевизора с умом. Выберете какой-нибудь интересный познавательный фильм о природе, о науке. Или мультфильм с качественным содержанием – поучительный, с хорошим добрым сюжетом – про дружбу, любовь и пр. Таких кинолент очень много. Особенно хороши фильмы BBC или National Geographic, российские полнометражные мультфильмы 50-60х по сказкам великих писателей. Сделайте просмотр таких фильмов совместным досугом. Так вы помогаете ребенку воспринимать более сложную информацию, у Вас появляются новый темы для диалогов, Вы становитесь ближе эмоционально.

Чтобы у ребенка не возникало истерик, когда Вы выключаете телевизор, согласуйте время просмотра. Включайте в одно и тоже время, либо ставьте таймер. Правильно выстроенные границы всегда помогут сохранить психическое здоровье детей и взрослых.

Автор: Полина Харина 

Специалист команды Валентины Паевской