Три блока мозга

3 сентября 2020
темы:
Нейропсихология, Мозг
А. Р. Лурия выделил три основных блока мозга, участие которых необходимо для осуществления любой психической деятельности:

  • 1й блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования.
  • 2й блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира.
  • 3й блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности.

В результате нейродиагностики отчётливо видно какой блок мозга в дефиците и, благодаря этому, составляется индивидуальный план развития, опираясь на проблемные и сохранные зоны!

Если недостаточно развит 1-й блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это часто расценивается учителем, как интеллектуальная несостоятельность. Ленивый ребенок. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ученик может быть плаксивым, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (например, дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

Недостаточность 2-го блока приводит к трудностям в обработке информации, например, проблемы с памятью, трудности в пространственной ориентировке, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Второй блок мозга обеспечивает также фонематический слух, зрительное восприятие и многие другие функции.

При недостаточном развитии 3-го блока (программирования и контроля) ученик не соблюдает правила, любые, и не может себя контролировать, даже если хочет. Во-первых, это правила учебные — он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с ошибками. Или, например, не соблюдает общие правила — нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные работают, забывают поднимать руку, часто забывают необходимое. И это не моменты воспитания, это действительно дефицитарная работа лобных отделов мозга.

Занятия строятся всегда по индивидуальному плану, у одной проблемы могут быть разные причины и сильные стороны у детей разные, на что тоже необходимо нужно делать акцент для успешного развития!

Автор:

Елена Лаштабега, специалист проекта #УзнайКакЛучшеДляРебенка.