Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Развитие речи у детей

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
«Мой ребёнок не говорит!». Или «мой ребёнок в два года говорит только самые простые слова: мама, папа, баба, дай. Это норма?». А бывает: «Стоит ли беспокоиться, что в 3 года малыш молчит. Ждать запуск речи или искать специалиста?».

Безусловно, речевое развитие беспокоит всех родителей: норма или нет, как развивать, что делать, если поставили задержку, можно ли самостоятельно стимулировать речь и многие другие вопросы.

Эта статья поможет Вам узнать больше о развитии речи у детей дошкольного возраста и простых действиях со стороны взрослого, как можно развить речь.

Этапы речевого развития ребенка

Условно можно выделить следующие этапы в речевом развитии:

  1. Доречевой этап — с рождения и до года, проявляется в гулении и лепете, ещё нет отдельных слов.
  2. Первичное освоение речи — от года до двух лет, когда малыш уверенно произносит такие слова, как мама, папа, баба и т. д.
  3. Усвоение грамматики — после двух лет, когда появляются первые предложения с двумя, тремя и четырьмя словами.

Первый год жизни максимально важен для речевого развития, поскольку в этот период формируются межполушарные связи и идёт активное созревание речевых областей мозга.

С рождения и на протяжении первых трёх месяцев особенности развития речи проявляются в усложнении эмоциональных реакций. Крик, радостные возгласы и другие реакции, выражающие эмоции, помогают родителям понять, что испытывает малыш в это время.

Постепенно эти интонации становятся всё более выразительными, и уже к 4 месяцам появляется гуление. Малыш увлеченно тянет звуки, пробует протяжное а-а-а, у-у-у, бу-у-у. Именно из гуления формируется лепет и появляются первые слоги. Ребёнок пытается подражать звуковым сочетаниям взрослых.

Обычно на этом периоде родители более эмоционально включены в общение с малышом. Они радостно агукают, повторяют за ним или предлагают ему повторить простые слоги: ба-ба, ма-ма, па-па.
Задача родителя на этом этапе — любые звуки, произносимые ребенком неосознанно, сделать осознанными. Сидит малыш, ковыряется в песке с бормотанием «дя, тя, си…», которые ничего не значат. Просто сам с собой.

В этот момент мама делает упор на какой-то слог и просит повторить осознанно. Повтори, пожалуйста: «Дя. Дя. Дя». И так каждый раз мы выводим неосознный лепет на более высокий уровень и стимулируем речь к появлению первых слов.
Ребенок сначала может не понять, что Вы от него хотите. Но при регулярной обратной связи от взрослых он начинает повторять звуки, уже включая самоконтроль. И выдавать звуки и слоги осознанно, повторяя их за Вами.

От года до 3 лет происходит становление активной речи. Обычно оно начинается с момента, когда ребёнок пошел и начал изучать мир, который его окружает.

Часть игрушек, особенно любимых, ставьте на видное место так, чтобы ребенок не мог до них достать сам. Стимулируйте запросы к себе, чтобы у малыша была потребность обращаться к Вам не только за едой, но и за предметами. И самое главное в этот момент — всё проговаривать. «Что тебе нужно? Повторяй за мной. Мама, дай мне …».

Очень часто в таких ситуациях мамы совершают ошибку. Ребёнок показывает пальцем, мама сразу даёт необходимое. Наша задача — разговорить, иногда сделать вид, что не поняли, переспрашивать «Мишку достать? Нет, не мишку. Машинку? Нет, не машинку. Ты хочешь куклу?».

Обычно к концу второго года формируется элементарная фразовая речь. Это 2−3 слова, объединенных между собой. Уже позднее начинается более четкое произношение самих слов, появляется число — «машинка/машинки», падеж — «дай тарелкУ», род — «папа пришел/мама пришла».

В 3 года — простые грамматические конструкции. Также появляется словотворчество, когда ребёнок даёт свои названия знакомым предметам.

В норме к 5 годам должны быть сформированы все особенности речи: лексика, грамматика, звуки, фонемы и их восприятие. Как раз только после этого мы переходим к обучению чтению.
Психологические основы развития речи начинаются с момента рождения и продолжается весь дошкольный возраст и школьный период.

Обычно к школьному возрасту ребёнок может задать простые вопросы и ответить на них, способен выполнить несложные словесные инструкции, но монологическая речь ещё не развита, её необходимо поддерживать, задавая дополнительные вопросы.
Межполушарные связи формируются в движении.

Дети раннего возраста любят изучать мир с помощью действий, открывая, закрывая, доставая, пробуя всё вокруг на вкус, запах, звук.

Задача малыша до 3 лет — максимально изучить пространство своего дома. Задача родителя — сделать это исследование максимально безопасным, используя минимальное количество запретов.

Мы даём ребёнку изучать всё в пределах его роста и возможностей, убираем всё опасное на верхние полки.

Всё, что убрать не удается, — Ваша ответственность. Если Вы не хотите, чтобы ребенок трогал Ваш телефон, значит, телефон должен лежать высоко на полке. Не хотите, чтобы он рисовал на обоях — обеспечьте доступ к карандашам только в Вашем присутствии.

Если же по недосмотру малыш взял то, что Вы не разрешаете брать, постарайтесь переключить внимание на другое: нашёл шампунь — замените на бутылочку с водой, достал щётку для обуви — протяните расчёску.

Только после полного изучения дома ребенок готов к безопасному изучению мира.

Что нужно ребёнку для развития речи

Если Вашему ребенку до 2 лет, старайтесь выделять губы яркой помадой. Это будет дополнительным стимулом, чтобы малыш активнее наблюдал за Вашей артикуляцией в повседневной бытовой жизни.

До 3 лет мама является главным стимулом и формирует речевое воспитание малыша. Чем больше Вы разговариваете с ним в контексте бытовых ситуаций, тем лучше.

Даже когда Вы пылесосите или моете посуду, происходит расширение пассивного словаря. И если Вы не можете в моменте наклониться на уровень ребенка, то дополнительный акцент на Ваши губы сыграет в положительную сторону.

Обучение слогам, словам, построению фраз и предложений важно закреплять через активность самого ребёнка. Как происходит это?

Например, Вы гуляете на улице и рассказываете, что Вас окружает. Если мы говорим просто «Это цветочки. Это листья. Это птички», то запоминание, а тем более воспроизведение будет хуже.

Просите ребёнка совершить действие по отношению к этому предмету. «Это птички клюют семечки. Покажи, где птички? А это стоит трактор. Покажи, где трактор?».

Каждую фразу Вы проговариваете с паузой, чтобы у малыша было время совершить действие или появиться желание его совершить.

Как стимулировать речь в семье

Очень часто взрослые совершают ошибку, когда проговаривают всё правильно, но не дают времени на то, чтобы совершить действие. Мама сама показывает и птичек, и лужу, и машину.
Даёте побуждение к действию словами — несколько секунд держим паузу — показываем сами — повторяем просьбу малышу — держим паузу — делаем вместе.

Чем больше будет акцента на связи «Ваша просьба — целенаправленное движение малыша», тем больше Вы поспособствуете развитию фонематического слуха. Речь взрослого не будет восприниматься как фоновая.

Покажи, принеси, возьми, потрогай, открой, погладь — глаголы, которые побуждают к действию. Чем чаще Вы их произносите, чем больше реакции получаете, тем быстрее мозг малыша начинает обрабатывать информацию, полученную на слух. Делать это необходимо даже в том случае, когда ребенок всё знает, но не говорит.

Что отрицательно влияет на речь

У современных детей бывает слишком много факторов дома, которые негативно влияют на естественное развитие речи:

  • Родители мало говорят.
  • Мало контактируют на уровне «глаза в глаза».
  • С раннего возраста включают мультики. Особенно это плохо утром — еще не проснулся, уже растратил запас энергии, который должен был уйти на познавательную активность.
  • Количество игрушек, которые искусственными стимулами забирают внимание надолго и полностью на себя. Это игрушки с агрессивным световым сопровождением и музыкой. Отдельно выделю игрушки, которые «разговаривают», они особенно вредны до 3 лет, потому что малышу важно отслеживать артикуляцию, видеть, как двигаются губы в процессе речи.

В норме ребёнок до 3 лет постоянно отслеживает маму и тянет ее внимание. Даже если мама занята, малыш всегда обращается к ней и получает порцию словесного внимания и мимики.

Игры, которые тренируют слух и развивают речь. Полезные пособия

Эти простые занятия будут полезны всем детям. Особенно взять на заметку родителям детей, которые не говорят, детям с СДВГ, детям, которые говорят, но имеют проблемы в речи.

1. Дай мне» или «Покажи мне»

Эту игру можно вводить с 8−10 месяцев. Начинаем с двух предметов перед малышом, постепенно увеличивая объем. Можно воспользоваться фигурками с животными, игрушками, бытовыми принадлежностями и любыми реальными вещами дома.

Позднее переходим на карточки с предметами и проделываем тоже самое. В эту игру можно играть до 3−4 лет, когда Вы уже перейдете только на карточки и увеличите объем.

2. Конкретизация предмета

Когда малыш научился показывать предметы в книге, начинаем конкретизировать: «Покажи именно красную машину», «Покажи девочку с мячиком».

3. Найди в книге

Серия книг «Веселые пряталки» и подобные подходят в случаях, когда надо воздействовать и на уши, и на глаза. Просим ребёнка среди картинок найти и показать что-то конкретное. Такие книги можно использовать весь дошкольный период, выбирая подходящий уровень сложности.

4. Вечерняя игра «В порядок»

Проговаривайте вслух, что именно и куда именно нужно убрать. Со временем используйте предлоги «на, под, перед, за»:
«Сейчас возьми зелёную машинку и положи в коробку. Теперь машину, которая на диване, положи в коробку. Теперь посмотри под стулом. Где стул?».

5. Звуки, шумы, которые нас окружают

С 6 месяцев акцентируем внимание на бытовых шумах и делаем это до школы: «Послушай, как шумит вода. Послушай, как шумит ветер. Послушай, это жужжит муха. Послушай, это вода кипит в кастрюле». У детей постарше можно спрашивать: «Что ты сейчас слышишь? Как ты думаешь, что так звучит?».

6. Ритм

С 1 года вместе отхлопываем ритм стихов, например, «Наша Таня громко плачет», «Идет бычок качается».

7. Повторение хлопков

У каких-то детей получается в 1,5 года, у кого-то — в 2 года. Ребенок должен повторить на слух Ваши хлопки. Начинаем с не более двух хлопков за раз. Как сможет не путаться в комбинациях с 2 хлопками, можете добавить 3 хлопка и т. д.

В игре выглядит так: Вы хлопнули раз — ребёнок хлопнул раз, Вы два — он два, Вы опять два — он тоже два. Потом игра усложняется комбинациями: «раз хлопок — пауза — раз-два» или «раз-два — пауза — раз». Подобные вариации можно отстукивать кулачком по столу.

8. Заучивание стихов

Как только ребёнок заговорит, начинаем учить стихи с простых детских четверостиший, усложняя классическими стихотворениями, например, о природе.

9. Загадки

С 2,5−3 лет регулярно загадываем простые загадки детям.
Из настольных игр рекомендую «Твистер», «Alias», «Activity» и «Фефекты фикции». Последние три можно вводить с 3−4 лет, фильтруя уровень сложности.
Ещё больше интересных и развивающих игр Вы найдете в этих двух пособиях:

  • «300 игр для развития слухового внимания ребенка», Елена Молчанова.
  • «Руководство по развитию речи и воображения ребенка», Анна Шуракова.

Если задержка в речевом развитии

Если Ваши сын или дочь плохо говорят, поставили задержку речевого развития, с ним уже занимается логопед, то можно добавить следующие занятия:

  1. Ритмика (с 2 лет)
  2. Хор (обычно с 3−4 лет)
  3. Посещение концертов с живой инструментальной музыкой
  4. Иппотерапия (если нет противопоказаний)
  5. Футбол и скалодром (если нет противопоказаний)

Контролировать речевую динамику у малышей помогает дневник речи. Вести его можно родителям всех детей от месяца до момента, пока не заговорит стройной речью, наполненной всеми правильными звуками.

Начать вести никогда не поздно, идеально — с момента, как малыш произнес первые звуки.

Заведите отдельную тетрадь, блокнот и расчертите 5 колонок:
  • В первой колонке — всегда дата.
  • Во второй звуки по типу «аааа», «оооуууу».
  • Третья колонка — слоги: «ма», «ку».
  • Четвертая — полноценные слова.
  • Пятая — словосочетания.

Как только появляются предложения, но ребенок неправильно произносит звуки, начинаете отдельно контролировать звуки. Можно с помощью логопеда, можно самостоятельно работать над постановкой звука. Напротив дат ставите запись, значок, какой звук исправляли и было это занятие с логопедом или самостоятельно.

Такой дневник наглядно помогает отследить индивидуальную речевую динамику.
Лучшее, что мы можем дать детям для развития их речи — это движение, возможность самостоятельно изучать мир и конечно же нашу родительскую включенность. Не забывайте разговаривать со своими малышами, читать им книги вслух, вместе петь песни и рассказывать стихи.
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской