Эти простые занятия будут полезны всем детям. Особенно взять на заметку родителям детей, которые не говорят, детям с СДВГ, детям, которые говорят, но имеют проблемы в речи.
1. Дай мне» или «Покажи мне»
Эту игру можно вводить с 8−10 месяцев. Начинаем с двух предметов перед малышом, постепенно увеличивая объем. Можно воспользоваться фигурками с животными, игрушками, бытовыми принадлежностями и любыми реальными вещами дома.
Позднее переходим на карточки с предметами и проделываем тоже самое. В эту игру можно играть до 3−4 лет, когда Вы уже перейдете только на карточки и увеличите объем.
2. Конкретизация предмета
Когда малыш научился показывать предметы в книге, начинаем конкретизировать: «Покажи именно красную машину», «Покажи девочку с мячиком».
3. Найди в книге
Серия книг «Веселые пряталки» и подобные подходят в случаях, когда надо воздействовать и на уши, и на глаза. Просим ребёнка среди картинок найти и показать что-то конкретное. Такие книги можно использовать весь дошкольный период, выбирая подходящий уровень сложности.
4. Вечерняя игра «В порядок»
Проговаривайте вслух, что именно и куда именно нужно убрать. Со временем используйте предлоги «на, под, перед, за»:
«Сейчас возьми зелёную машинку и положи в коробку. Теперь машину, которая на диване, положи в коробку. Теперь посмотри под стулом. Где стул?».
5. Звуки, шумы, которые нас окружают
С 6 месяцев акцентируем внимание на бытовых шумах и делаем это до школы: «Послушай, как шумит вода. Послушай, как шумит ветер. Послушай, это жужжит муха. Послушай, это вода кипит в кастрюле». У детей постарше можно спрашивать: «Что ты сейчас слышишь? Как ты думаешь, что так звучит?».
6. Ритм
С 1 года вместе отхлопываем ритм стихов, например, «Наша Таня громко плачет», «Идет бычок качается».
7. Повторение хлопков
У каких-то детей получается в 1,5 года, у кого-то — в 2 года. Ребенок должен повторить на слух Ваши хлопки. Начинаем с не более двух хлопков за раз. Как сможет не путаться в комбинациях с 2 хлопками, можете добавить 3 хлопка и т. д.
В игре выглядит так: Вы хлопнули раз — ребёнок хлопнул раз, Вы два — он два, Вы опять два — он тоже два. Потом игра усложняется комбинациями: «раз хлопок — пауза — раз-два» или «раз-два — пауза — раз». Подобные вариации можно отстукивать кулачком по столу.
8. Заучивание стихов
Как только ребёнок заговорит, начинаем учить стихи с простых детских четверостиший, усложняя классическими стихотворениями, например, о природе.
9. Загадки
С 2,5−3 лет регулярно загадываем простые загадки детям.
Из настольных игр рекомендую «Твистер», «Alias», «Activity» и «Фефекты фикции». Последние три можно вводить с 3−4 лет, фильтруя уровень сложности.