Предупрежден – вооружен. Самый лучший способ помочь Вашему ребенку – это профилактика подобных ситуаций. Наши дети никогда не застрахованы от неприятных ощущений во время осмотров или взятия анализов. Поэтому, чтобы к поликлинике и врачам не возникало негативных установок – мы проигрываем ситуации дома в игре «доктор».
Я рекомендую играть в эту игру с любым ребенком, мальчиком или девочкой примерно от 1,5-2 лет. Купите игру, в которой есть халат (дети часто инстинктивно реагируют на белый халат негативно, поэтому через игру Вы можете снизить эту реакцию), игрушечный стетоскоп (ой, какой холодный). Во время игры обязательно делайте акцент на том, что доктор добрый. Он помогает людям, когда у них что-то болит. Да, иногда это бывает неприятно, но его задача, чтобы «ты был здоров, улыбался и смеялся». Это очень важно упоминать каждый раз, в каждой игре! И важный момент – не заигрывайтесь. Не надо демонстрировать «нестерпимую» боль или «кричать от страха». Ваша задача показать через игру, какие действия может делать доктор и что они могут быть неприятны, но терпимы и что мама малыша всегда рядом. Например, если доктора играет Ваш малыш, то Вы играете маму игрушки. Или наоборот, Вы доктор, а малыш играет родителя игрушки. Не надо чрезмерно демонстрировать боль или слезы (беда бабушек, простите), Ваша задача не напугать ребенка, а продемонстрировать примерные ожидаемые действия врача.
Если во время игры делается укол – то Вы делаете акцент, что это неприятно, а может даже больно, но надо потерпеть. Старайтесь вспоминать об этой игре перед походом на прививку или диспансеризацию.
Со стоматологом та же история. В рамках своей работы я каждый год слышу от двух трех мам, что ребенку только полтора года или 1,8 месяцев, а уже 6 зубов под общим наркозом лечить.
Во-первых, с первого зубика приучайте ребенка к гигиене полости рта. Поверьте, никакие фермерские продукты и грудное молоко не спасут от кариеса без профилактики.
Во-вторых, с года посещайте кабинет стоматолога каждые три месяца, чтобы привить ребенку привычку, что это норма и так будет и дальше. Я вожу своих детей на чистку зубов каждые полгода с момента, как им исполнился год и каждые три месяца на осмотр. И никогда не было проблем с поведением, потому что у них это было само собой разумеющемся.
В третьих, в полтора года купите игру Рlay doh с пластилином «Стоматолог». Поиграйте с ребенком – как чистите зубки, как доктор лечит их, как ротик нужно держать открытым. И доставайте эту игру за пару дней до похода к стоматологу на прием и играйте в нее после похода к врачу, если прием прошел не так замечательно, как бы Вам хотелось. Эту игру нельзя оставлять с ребенком наедине до 3-4 лет. Когда ребенок в нее играет – Вы должны быть рядом. Акцент – доктор добрый, он помогает зубкам не болеть.
Все дети индивидуальны, и как только Ваш ребенок, будь ему два года или 5 лет, на анализе крови способен сидеть не у вас на коленках, а сам – начинайте это использовать, потихоньку с каждым таким посещением отодвигайтесь от ребенка. Таким образом у малыша начнут работать свои психологические защиты на подобные стрессовые ситуации, он будет понимать «Это не страшно и мама рядом, хоть и сидит у двери». Всегда помните, что даже если Вы никогда не лежали в больницах (желаю, чтобы так и продолжалось), то в экстренном случае, после 5 лет ребенок ложиться в палату без родителей! Больница всегда предполагает обследования и анализы, а часто и уколы. Ребенок, родители которого не делали из докторов и манипуляций чего-то очень страшного, постепенно оставались в стороне от ребенка в момент манипуляций, легче перенесет стрессовую и всегда неожиданную ситуацию, если он остался без родителей и вынужден терпеть неприятные моменты.
И даже если Вы в состоянии выкупить все палаты на этаже больницы и быть рядом с ребенком в любом случае – бывает так, что это негуманно по отношению к тем детям, которым жизненно важны эти места и они стоят в очереди по полгода и год, чтобы занять эти кровати.
Если вдруг ребенку будут проводить болезненные процедуры, то об этом обязательно нужно предупреждать ребенка. «Будет больно. Я рядом. Мы справимся». Самый худший вариант, когда Вы знаете, что будет больно, но продолжаете уговаривать малыша, что нет ничего страшного. Таким образом Вы подрываете веру ребенка в свои слова и страх врачей и процедур усилится. Ребенок все время будет думать, обманываете Вы его в этот раз или нет и будет постоянно ждать боли.
Если прием у врача прошел не так благополучно, как Вам бы хотелось, то никогда не усугубляйте и без того негативное настроение ребенка, старайтесь не причитать и не делать из ребенка «жертву». Ваша задача быть с ним, обнять, ободрить, сменить тему – например, во что Вы будете играть дома, или как приготовите печенье для папы. Но никак не зудеть: «Как же тебе больно!!! У собачки заболи».
Примерно с 2-х лет покупайте детям тематические энциклопедии (подробно об этом я рассказываю на семинаре «Развитие ребенка от 3 до 5 лет. Кризис 3 лет. Сексуальное воспитание»), одной из первых должна стать энциклопедия про «мое тело». Энциклопедии по смыслу растут вместе с ребенком. В 2,5 года это несколько листов, в 4 уже книга со значительным смыслом, в 5-6 уже энциклопедия с большим количеством подробностей. Изучая тело через книгу, Вам легче привить ребенку правила безопасности и объяснить, зачем чистить зубы или почему может заболеть горлышко.
Желаю Вашим детям здоровья и не сталкиваться с неприятными ситуациями, связанными с медицинским персоналом и учреждениями.