Очень часто причины плохого поведения кроются в прошлых ошибках.
- Нет перехода на новый возраст и уровень развития.
В какой-то момент, примерно в возрасте 5−6 лет, современные родители начинают осознанно и неосознанно притормаживать развитие детей. Сепарация уже идёт не так легко — «Еще ведь совсем недавно был маленьким», включаются защитные механизмы у самих родителей.
Дети в этом возрасте перестают быть удобными: и характер показывают, и игры уже другие интересны, и фантазия развивается — вечно что-то придумывают и просят разделить это вместе с собой.
Вместо того, чтобы покупать энциклопедии по интересам, искать вместе ответы на «Почему?», родители откупаются простой детской сказкой, которую читали в год. Вместо того, чтобы строить с ребенком шалаш из простыни, подушек, пытаются дать игрушки, из которых ребенок уже давно вырос.
- Требования и запросы не по возрасту
В силу возраста, например, маленькие дети не умеют сами планировать или нести контроль. Во время кризисов и гормональных перестроек, особенно в 16 лет, дети не в состоянии нести за себя ответственность.
А родитель передает бразды правления — это не он не сделал что-то с ребенком, а ребенок сам не захотел. Не захотел мыть руки — не мой, не хочешь делать уроки — не делай, не засыпаешь — не спи. В базовых моментах родители всегда должны проявлять настойчивость, есть правила — мы все их в семье соблюдаем.
- Отсутствие совместного времени
Если подросток ничего не хочет, ничего не делает, то стоит посмотреть, а что было раньше? В 3 года он хотел, чтобы Вы вместе катали машинки? А в 5 лет дочь звала Вас играть в куклы?
Может быть в 7 лет Вы отмахивались от ребенка и не собирали с ним Лего, включали мультики или предлагали поиграть в планшет? Достаточно спросить у ребенка: «А чем бы ты хотел заниматься с родителем?». Эти ответы — Ваша крепкая эмоциональная связь на всю жизнь.
Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно учиться и самостоятельно себя завлекать. Самостоятельно взять книгу, чем-то заняться. Когда ребенок слоняется по квартире без мультиков и Вы не можете уделить ему время, он учится уделять время себе и заниматься тем, что ему нравится.
А если Вы ему такой опыт не даете, включая по 1,5 часа в день мультики, то мы приобретаем школьника, который не умеет самоорганизовываться. Подростка с отсутствием ощущения внутреннего времени, плохим понимаем, что ему нравится, а что — нет. Ребенка, который быстро теряет интерес.
Как сформировать устойчивые интересы? Перевести игру в хобби. Любит строить из кубиков города, далее покупаем Лего, ищем кружок по конструированию или робототехнике, например. При этом необязательно отдавать ребенка в кружки, развивать устойчивость интересов можно дома.
Смотрите, чтобы Ваш ребенок к моменту школы был хоть в чем-то заинтересован, чтобы было хотя бы несколько базовых точек. Они станут опорой во время пубертата.