Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Цели для подростка

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Содержание
«У подростка нет цели и мечты. Нет стремлений, желаний, интересов! Вот мы раньше…», — любят говорить взрослые. Бабушки, дедушки, родители, учителя и преподаватели — все отмечают, что современные подростки какие-то не такие.

Но современные подростки точно такие же, как и мы. Многие задумываются о важных вещах, когда «жизнь заставляет». У каждого подростка есть мечты — материальные и духовные, о которых они не делятся или которые кажутся им невозможными в силу своей масштабности и заоблачности.

Цели сегодня — это ориентиры на будущее. Безусловно, важно, чтобы у подростка были свои цели. На ближайший год, 5 и 10 лет, всю жизнь. И мы, родители, можем их этому научить.

В этой статье Вы узнаете особенности целеполагания у подростков, как найти цель и достичь результата.
Чтобы ребенку разобраться в своих желаниях, в том, чем он планирует заниматься в будущем, к чему он стремится, важно научиться ставить цели. Понятные, достижимые, желанные. Не только родителями, родственниками, значимыми взрослыми, но и самим ребенком. Не только друзьями, хотя общие цели имеют место быть, но и самим подростком.

На появление и формирование цели влияет понимание личностью своих потребностей, возможностей, ресурсов, а также условий, в которых эта цель будет достигаться. По факту цель — это фиксирование результата, которого мы хотим достичь. Например, научиться кататься на горных лыжах или плавать, исправить годовую 4 по алгебре на 5, поступить в ВУЗ мечты или летом отправиться в путешествие в горы.

Цель — это оформившаяся мечта, которую мы понимаем, как и с помощью чего можем достичь. Так формируется план из конкретных шагов, появляются сроки — сколько времени нам надо. И даже если вначале мы чувствовали, что цель слишком высока, то благодаря плану видим, что она вполне реалистична и достижима.

Зачем нужны цели

Пока Ваш ребёнок ученик или студент, чем он отличается от взрослых? Перед ним открыты все дороги. И он может стать той личностью, с теми успехами и результатами жизни, о которых мечтает.

Люди создают себе ограничения. У многих взрослых в целом низкий уровень притязаний: чтобы была профессия, работа, отношения, семья, своя квартира. Но какие? И здесь не про то, чтобы стремится во всём только к самому лучшему, а не рассматривать самые лёгкие и простые варианты.

Мы, взрослые, часто ограничиваем себе комфорт и возможности. Мы, взрослые, часто не даём расправить крылья своим детям: «это дорого, можно выбрать подешевле», «ну разве это цель?», «кто сейчас этим занимается, вот лучше выбрать стоящее занятие».

Да, мы тоже выросли на этих убеждениях, и по щелчку переделать своё мышление мы не можем. Но можем не мешать подросткам ставить амбициозные цели и их достигать. Ведь настоящий успех не измеряется академической успеваемостью, он измеряется способностями, с которыми на выходе из школы остаётся ребенок. Чему он действительно научился? Что он умеет? Как может перенести теоретические знания в практическую сферу?

Жизненные цели подростков могут быть самыми разными. Есть те, кто окружает себя связями — нетворкинг. Они посещают различные мероприятия, знакомятся с людьми, устанавливают контакты, которые в будущем могут пригодиться.

Здесь хорошо этот процесс иллюстрирует студенческая среда, где можно посещать творческие мероприятия, научные, образовательные, ездить в другие города и на форумы не столько ради новых знаний, сколько ради новых знакомств.

Есть подростки, которые стремятся к материальному достатку. Есть и те, кто получает удовольствие, найдя своё дело — спорт, творчество, рукоделие. И классно, когда не просто горят глаза, а это дело монетизировано, например, девочка вяжет красивые и качественные свитера, шапки, носки и продаёт их. Или юноша создаёт макеты кораблей на продажу коллекционерам. Это тоже определенное умение вывести своё хобби на новый уровень.

Какие могут быть цели у подростков. Чем хорош подростковый возраст

Каждый подросток должен понимать, что самая большая его ценность сегодня — это его голова. Если он сейчас возьмётся за эту точку, то сможет стать именно таким человеком, который будет иметь любимое дело, любимую работу, семью. Который будет получать тот доход, который будет комфортен для него.
На что сделать ставку подростку?

  • Нетворкинг. Никогда не стоит удалять контакты, ведь неизвестно, когда они понадобятся. Для взрослых, как и для подростков, эта рекомендация также имеет место быть. Школьные и студенческие друзья вырастают, обретают профессию и место в жизни. Теория 6 рукопожатий работает именно так — в определенный момент времени в ближайшем кругу знакомых может найтись кто-то, кто передаст полезный контакт для нас. Будь это юрист, программист или человек за границей, кто может с помощью своих связей что-то для нас найти.

  • В момент получения образования в школе и ВУЗе важно уделять внимание 2 предметам — английский язык и математика. С ними Ваш ребёнок увеличивает успешность в своей жизни. Они могут не нравится, но если сделать на них ставку, то можно добиться большего. Английский язык — это не только путешествия без языковых барьеров, но и возможность учиться в любом ВУЗе, работать в международной компании или на более высокой позиции. Математика же формирует аналитический склад ума.

  • Вождение машины. Предложите подростку начать изучать ПДД раньше. Так Вы настроить его на получение прав и покупку той машины, которую он хочет.

А главное, научите подростка не ставить себе возрастных ограничений — только после 30, только, когда на ноги встану. Огромное количество примеров, когда люди начинают жить лишь в 60 лет. А это ещё и про упущенные возможности и время.
Цели на год для подростка — те ориентиры, к которым он будет стремиться. Причем эти цели можно разбивать по основным секторам: учеба, хобби и увлечения, покупки и т. д. Цели могут пересекаться друг с другом, могут вытекать одна из другой — если будет это, то появится и другое.

Какой инструмент в этом хорошо помогает у детей? Визуализация. Видя желаемую картинку каждый день, мозг начинает думать: «Как бы сделать так, чтобы это случилось?».

Заниматься целеполаганием с ребенком Вы можете начиная с 5-летнего возраста.

У моего сына в начальной школе была цель — кататься каждый год на сноуборде в горах. Условие от нас, родителей звучало так: «Если у тебя будет все хорошо с учебой, на каникулах ты едешь кататься в Сочи». Цель была обозначена в виде картинки над рабочим столом.
Но цель — это не всегда поездки, развлечения и концерты, которые обеспечат родители «за хорошие оценки».

В более старшем возрасте у сына была цель поступить в одну из ведущих европейских школ. Ему понадобилось на это 2 года. Он доказывал себе и окружающим, что он достоин. В тот период у него эта школа стояла везде: на заставках компьютера, телефона, планшета. И каждый раз, когда у Саши начиналась прокрастинация, хотелось больше посидеть за компьютером, он видел цель, которая его мотивировала.

Грамотно выстроенная визуализация помогает нам — и взрослым, и детям — находить ресурсы для решения различных задач.

Обсудите с ребенком, какую цель он хотел бы достичь в этом году. Возможно, в спорте или в учебе. Предложите ребенку до 5 класса несколько целей, которые Вам кажутся актуальными. Но выбор всегда стоит за ребенком. Если он не будет гореть выбранной Вами целью, визуализация не поможет достичь ее.

Как школьнику или подростку поставить цель на год?

Важно! Метод визуализации хорошо работает в нашей повседневной жизни. Если мы хотим посетить какую-то страну, то можем распечатать картинку с ней или поставить за заставку перед глазами. Хотим дом, определенный ремонт, какую-то вещь. Но в бизнесе так не работает. Другие цели — другой подход.
Предложите Вашему ребенку записать свои ответы на бумагу:

  • Не думая о стоимости, напиши, какими бы 50 материальными вещами ты хотел бы обладать в жизни.

Важно, чтобы Вы не ограничивали ребенка в его желаниях. Это про желания, а не текущие возможности. Дорогой автомобиль, вертолетная площадка, свой горнолыжный курорт — что угодно. Ребенок это пишет для себя, а не для Вас.

  • 10 людей в мире, с которыми ты хочешь быть знаком. Кто твои собственные лидеры?

Это упражнение Вы можете давать со средней школы и ежегодно возвращаться к нему вновь и вновь. Ваш ребенок растет — с ним растут его цели и возможности. Начиная с простого, он будет стремиться к более сложному и амбициозному, не ставя себе ограничений. Внешних и внутренних.

На самом деле это одно из самых сложных упражнений для подростков, которые только начинают жить. У которых ещё не было своего заработка, которые не знают, что такое большие инвестиции и во что в принципе лучше инвестировать. 

Каждый год заставляйте своих детей прописывать эти ответы. С точки зрения креативности после 16 лет всё меняется — начинает доминировать левое полушарие, закрывая возможные и новые ходы для достижения любых целей. Важно, чтобы мозг не закрывал цели возможным ценником. Не «это дорого, я не куплю», а «Что мне необходимо сделать, чтобы у меня это было».

Полезное упражнение для подростков по целеполаганию

Важно научить ребенка фиксировать своё внимание на том, что уже у него есть, и помочь начать думать о том, какой он хочет видеть свою жизнь в будущем.

Два вопроса:
  • Что у тебя есть? Что ты уже имеешь?
  • Что бы ты хотел иметь в будущем? Здесь можно добавить временные ограничения, например, к 25 годам.

Это помогает начать планировать своё время, скорректировать отношение к достижению целей и учебе. Если я хочу поступить в престижный ВУЗ, где высокий конкурс и проходной балл, то мне нужно начать готовиться уже сегодня. Если я хочу занять 1 место на соревнованиях, то я должен усерднее тренироваться.

У подростков может не быть цели, если они не думают о будущем, если не сформированы причинно-следственные связи, если нет интересов. Заставить в подростковом возрасте что-то делать, мы уже не можем, но можем замотивировать быть лучше и двигаться к своим результатам.

Покажите подростку, в том числе своим примером, что время — наша главная инвестиция. Во что мы его будем вкладывать, таков и будет результат. Мы можем подняться на пик своих возможностей, стать ещё лучше, а можем, наоборот.

Если у подростка нет цели

Самая большая ошибка всех людей — делать идеально с первого раза. И если они пропустили день, то ждут следующего понедельника, следующего месяца, следующего года. Формирование любой привычки — поэтапный процесс, в этом процессе всегда есть сбой.

Разрешите себе ошибаться и объясните это своему ребёнку. В большом спорте высокие награды не всегда удаются с первого раза. И здесь как раз правильные лидеры и их путь помогут правильно относиться к своим целям и тренировать свою силу воли.
Сейчас школьная жизнь подростка является трамплином в его взрослую жизнь. И важно, чтобы ребенок понимал это. От того, как он сейчас учится, что делает, чем увлекается, зависит то, куда он пойдёт дальше. С кем пойдёт. Друзья в этой истории тоже играют немаловажную роль.

От того, сколько он тратит сил в школе, здесь и сейчас, будет зависеть, пожалуй, самое главное — будет он получать те знания, которые сам захочет изучать, или те, которые вынужден, по остаточному принципу. То, что он делает сейчас, приведет его в ту зону комфорта, к которой он стремится к своим 25, 30, 70 годам?

Важно подсветить ребенку его желаемое будущее через то настоящее, в котором он находится.

Сила подростка — в его голове и времени. У подростков нет таких границ, которые есть у нас, взрослых. Если научить ребенка грамотно планировать свое время, понимать, кто он есть и кем может стать, к чему он может стремиться, где его точки комфорта, каких вещей ему не хватает, чем он хочет увлекаться, с какими людьми общаться, то всё это приведет его к полноценной, наполненной смыслом жизни.
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской