Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Детская
инициатива и ее развитие

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Когда Вы слышите «Инициатива», как достраиваете фразу? Ответьте себе на этот вопрос, не задумываясь.

Инициатива родом из детства. От того, какой ответ от мира и окружения на нее получали, сформировали те или иные паттерны поведения. Инициатива у ребенка в каждом возрастном периоде имеет разный характер и направления, как и реакция родителей.

Я проводила прямой эфир на тему, почему одни люди делают, что задумывают, а другие нет. Часто бывает так, что у человека просто нет положительного опыта принятия решений, мало воспоминаний, когда инициатива поддерживалась.

Я знаю множество умных людей, которые много чего хотят в этой жизни и имеют возможности, но эти хотения остаются на уровне мечтаний и размышлений, потому что действовать страшно, или просто выгодно, когда решения принимает кто-то другой и много других вариантов.

Какой ассоциацией инициатива станет для ребенка — зависит во многом от родителей, от того, как переживались кризисы и сепарация от взрослых.

Инициатива у детей до 3 лет

Кто-то постоянно видит возможности, а кто-то проходит мимо них каждый день. При этом мы живем в одном и том же мире, в одних и тех же городах, имеем общее базовое образование, общее прошлое страны, в виде тех же прожитых кризисов. Одни будут всю жизнь жаловаться, другие — расти.

При этом окружающий мир — вокруг одинаков. Вы все видите в окно одну и туже реальность, одни и те же дома и двери — просто воспринимаете ее по-разному, через призму собственного опыта.

«Я беру от этого мира ВСЕ» замещается на «Мне не надо/недоступно» — неважно, чего это касается: новых туфель, времени на себя, обучения, смены работы, покупки нового дома, знакомства с новыми людьми, развода с человеком, с которым нет счастливого будущего…

  • Пробую учить язык. Первый урок, второй… результат дается тяжело — «Да ну его, мне не нужно». И не важно, что, зная язык могу устроиться на другую работу, получить дополнительное образование, иметь другую зарплату, открыть новые возможности… Да ну, мне не нужно.
  • Да, это платье очень красивое!!! Сколько стоит??? Нет, мне не нужно.
  • Да, очень хочется на море. Копить год… Можно и на даче отдохнуть.

Для конкретного человека и его жизненного опыта нужно приложить «слишком много» усилий, чтобы получить то, что хочется, и психика подавляет желания, подменяя понятия.
Поэтому для одних написать резюме — путь длиной в годы, а для других менять работу не проблема. Какой предыдущий опыт — такая жизнь, такова цена усилий.

Когда есть возможности — человеку все очень даже нужно, просто он относится ко всему проще и цели ставит в соответствии с тем, до чего уже дотянулся и чего хочет достичь. Каждому свое.

Маленький ребенок до 3 лет в силу развития своего мозга не задает себе вопрос — нужно/не нужно и для чего. Его задача исследовать ВЕСЬ мир, который ему доступен. ДОТЯНУТЬСЯ ДО ВСЕГО!
Ребенок берет ВСЕ внимание, пробует ВСЕ что только возможно, лазит ВЕЗДЕ где позволили, трогает ВСЕ до чего дотягивается.

Границы родительского терпения — опасно для жизни ребенка. Не опасно для чистоты пола, порядка в доме, маминых нервов. А именно для жизни ребенка.
До 3х лет родителям очень хочется иметь удобного ребенка: где посадил — там и сидит, спит всю ночь, слушается с первого раза, не трогает вещи, играет долго сам с собой. Но это против природы. Удобный ребенок — не равно здоровый ребенок.

Ребенку закрыли все шкафы и ящики — забрали познавательную активность и пространственные представления.

В итоге малыш якобы перерастает этот возраст, уже не требуются заглушки на углы и блокираторы на двери. Но и ребенку эта познавательная активность уже не нужна.

Он пропустил магию разбрасывания макарон и вещей из шкафов, он больше НИКОГДА не познает восторг от того, как стучит крышка о кастрюлю. Его мозг не познал это удовольствие в свое время и не сформировал позитивные нейронные связи от возможностей. Хороша ложка к обеду.

Задача ребенка до 3х лет — исследовать все углы и шкафы, пространство своего дома по максимуму.

Задача родителя — сделать исследование мира максимально безопасным с минимальным набором слов запретов в течение дня.

Это не значит заблокировать все, что возможно. Это значит разблокировать все что возможно, убрав с нижнего яруса квартиры или дома все опасное максимально высоко.

Все что убрать не удается — ответственность родителя, его задача переключить ребенка на другой предмет.

Граница дозволенного — последствия для здоровья ребенка и испорченные дорогие Вам вещи.

Когда ребенок понял мир вокруг себя — тогда ему интересно и не страшно исследовать мир за пределами дома!

Инициатива и самостоятельность ребенка идут рука об руку

Помимо того, что ребенок до 3-х лет интересуется всем и вся, его мозг быстро созревает и обрастает огромным количеством нейронный связей.

Поэтому, если в год ребенку было все интересно доставать из кухонных ящиков и разбрасывать, то в 2,5 это уже не интересно — интересно повторять за мамой и использовать предметы по назначению.

Обычно дети, которых не ограничивали в пространстве, постепенно теряют интерес к «просто бросать и просто открывать», у детей появляется внутренний огонь мотивации научиться делать как взрослый. Помимо безграничной свободы ребенок учится навыкам самообслуживания.

И вот этот драгоценный коктейль играет принципиальную роль в воспитании и показывает разницу между бездумной вседозволенностью и естественным ранним развитием с границами по возрасту ребенка.
Чем больше ребенок осваивает бытовых навыков самообслуживания и чувствует поощрение в этом со стороны взрослых — тем лучше работают зоны самоконтроля головного мозга и качественно меняется игра ребенка. Его поведение становится осознанным.
Когда инициатива ребенка в самостоятельности поддерживается — у ребенка формируется уверенная самооценка — я могу сам. Он накапливает позитивный опыт ОТ ПРИЛОЖЕННЫХ УСИЛИЙ в достижении целей!!! Ведь с первого раза ничего не получается!

Как кряхтят малыши, которые хотят САМИ натянуть штаны. Они могут потратить на это массу времени, они не считают время!

И все детство до 5 лет, а то и старше — это формирование навыков самообслуживания через приложенные усилия. Я МОГУ! Да, не всегда получается с первого раза, но я могу сам! И когда родители дают эти возможности — то формируется адекватная причинно-следственная связь, адекватная самооценка.

Тревожность у ребенка снижается. Он сталкивается с новыми задачами и решает их, его мозг наполняется положительным опытом достижений. Ошибки будут всегда. Вопрос как к этим ошибкам относятся наставники, в каком эмоциональном ключе.

Чем чаще в детстве ребенка родители экономят свое время, делая что-либо за него (то, что по возрасту он уже может делать) — тем хуже идет развитие волевых процессов в головном мозгу. Инициатива на самостоятельность и прикладывание усилий пресекается.
С 3 до 7 лет у ребенка продолжают созревать зоны головного мозга, отвечающие за самоконтроль и это становится видно по его поведению. Именно с этого момента, со стороны взрослых, к ребенку могут потихоньку появляться МИНИМАЛЬНЫЕ требования.

Навыки самообслуживания еще формируются, моторика не совершенна. Но мозг зреет и в Ваш дом стучит фантазия ребенка.
Играть становится интересно с кем-то, игру интересно продолжать, в игру можно вставить сюжет из мультика, из книги или из того, что увидел на улице.

Не зря для психологов игра ребенка — отражение мира, который его окружает. По тому, как девочка наказывает куклу, можно понять, как наказывают ее саму.

И я рада за детей в самоизоляции с той точки зрения, что многие родители смирились с бардаком…

Зоны самоконтроля несовершенны, удерживать внимание еще сложно. И у родителей складывается ощущение, что ребенок просто наводит бардак.

Но если ребенок играет 5 минут в одно, потом переключается на другое, потом на третье — это и есть его личное время удержания внимания. И с возрастом эти показатели меняются. Формируется САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРА и она зреет.

  • Мы держим границу на развивающих играх: поиграл — убрал. Например, пазлы, квадраты Никитина и т. д.
  • Если ребенок просит детали из развивающей игры для сюжетно-ролевой, то после игры эти элементы убирает на место первыми.
  • В рамках обычных игрушек такое правило может сыграть плохую шутку — можно прервать сюжетную линию, развитие фантазии, инициативу. Бывает так, что ребенок начал играть в одно, потом в третье и тут возвращается к первой игрушке. Переключаясь от одной игрушки к другой, начинает придумывать новый сюжет. И с каждым таким опытом сюжет начинает немного усложняться и увеличиваться по времени.

И если в этот момент ребенок растет в жестком загоне «поиграл — убрал» и вечного недовольства за бардак, то можем получить фантазера, невротика и даже навязчивые действия — вариаций много.

Есть риск воспитать человека, который много придумывает, но никогда не делает. Живущего мыслями, что когда-нибудь… Это природа, ребенку надо было придумывать и тут же делать.

Плохо, если ребенок если ребенок расслабляется только когда его не видят. Когда при взрослых такого себе не позволяет. Значит взрослые не направляют игру, а ограничивают запретами: положи, убери, так не делай.

Возраст от 3 до 7 первый, более менее, осмысленный и последний в теме «Хочу делаю». Далее начинается «надо».

Детская инициатива в возрасте с 5 до 7 лет

С 5 до 7 — особенный возраст для любви к знаниям. Дети-Почемучки, им необходимо все знать и применять. Дошкольный возраст ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Возраст мастер-классов и первой пробы себя в различной деятельности, где ставится минимальная цель, ребенку нужно ее реализовать и получить свой результат.

В этом возрасте прививается любовь к чтению, книгам и знаниям. Часто родители пропускают многочисленные «почемучки» в течение дня, а потом говорят о том, что у ребенка нет мотивации учиться. Так она изначально была, а куда же делась? Потерялась в занятости родителей, в их «потом», которое чаще всего забывается.

Постепенно ребенок перестает дергать вопросами родителей, т.к. смысла нет и ответ обычно один и тот же. «Я только-только осознанно захотел познавать мир, но слишком долго ждал. А теперь мне не интересно».

Это возраст, когда необходимо поддерживать каждое «почему» ребенка и искать ответы на его вопросы, желательно в книге или, на крайний случай, в поисковике интернета, поддерживая таким образом интерес.

Когда ребенок задал Вам вопрос, на который Вы не можете ответить в силу занятости или незнания темы — запишите его себе и поставьте напоминалку на смартфоне, чтобы максимум вечером поискать с ребенком ответ на него.

Это не просто удовлетворение любопытства ребенка, но и обучение его поиску информации. Прекрасный навык перед тем, как идти в школу. Прекрасная основа для любознательности и ее удовлетворения.

С 5−7 лет необходимы первые осознанные цели и их достижения. Цели бывают краткосрочные, когда ребенок получает результат сразу, таких целей в этот период должно быть на порядок больше.

Приготовление различной еды, которая интересна и любима ребенком, глажка полотенец для рук, различные творческие задания. Когда ребенок помогает от начала до конца, иногда делая передышки.
Обратите внимание, что очень часто здесь ребенка пережимают и он вместо позитива от деятельности начинает получать негатив.

Здесь есть граница: устал — можешь не делать, но побудь рядом со мной. Или смените вид деятельности ребенку, например, если пекли блины — пусть накрывает на стол.
Различные мастер-классы идеальны для этого времени. Ребенок может попробовать себя в различных направлениях, не страшась того, что его обяжут заниматься этой деятельностью постоянно. Главное правило этого возраста — небольшая длительность по времени, дети еще не могут долго удерживать внимание.

Долгосрочные цели — это хобби, когда ребенок делает понемногу, но с каждым разом продвигаясь к конечной цели.

Большая ошибка родителей — давать неподъемные по объему задания и очень длительные по времени, к которым ребенок в силу возраста теряет интерес. Например, сложную вышивку, которую и взрослый будет долго вышивать. В этом возрасте важно получать результат за 3−4 подхода.

Начальная школа

Познавай и меняй этот мир, прикладывая усилия

У детей возрастает уровень самоконтроля, в моторике присутствует пластичность. Сравните как танцуют малыши и как пытаются танцевать дети начальной школы. Моторика совершенствуется. Значит ребенку доступно много различной деятельности, в которой он уже чувствует себя уверенно.

В свободное время ребенок постепенно откладывает игрушки и устремляется в хобби. Комната к средней школе пустеет — в ней скоро будет жить подросток. Эмоционально-волевая сфера в норме.

Хобби способствуют либо близкие, которые уделяют этому повышенное внимание (например, бабушка умеет вязать разными способами и может учить внучку, или тетя умеет прекрасно шить и может выделить время ребенку), либо ребенка записывают в секции и кружки.

«Попробовать на вкус» секцию — это посетить ее в течение месяца или около 10 занятий. Не все дети изначально знают, чего хотят и часто не имеют никакого представления о роде деятельности, которой придется заниматься. Отсюда детские «не хочу». И чаще всего они оправданы. Вы сказали и обрисовали одно, ребенок представлял другое, а по факту получил третье. Особенно, когда не было краткосрочных походов на мастер-классы. Старайтесь начинать с них.

Родители любят копить годы детского труда, о которых потом вспомнят один раз, пролистывая альбом. Я постоянно слышу «Он проходил 4 года в одну секцию и что, коту под хвост?». Изначальный вопрос, кого Вы растите? Художника, музыканта, спортсмена? Или просто хотите, чтобы у ребенка была отдушина, которую ОН выбрал и принял ответственность за свой выбор.

Обычно одного или двух классов начальной школы ребенку достаточно, чтобы понять, чем ему нравится заниматься, где ему хочется прикладывать усилия. Это в состоянии отследить и родители.
Ошибка большинства родителей — не вдаются в подробности. что происходит за дверью секции, не видят погружения в монотонность и будущих целей деятельности ребенка. А главное — не дают отдыхать!!! Не устраивают каникул. Важно не убить в ребенке интерес к его идеям и возможностям.

Средняя школа

Подростковый период. Саморефлексия и принятие решений

Инициатива проявляется в отношении самого себя и пространства вокруг.

Подросток не зарабатывает деньги, но уже стремится выбирать одежду, свой стиль, переделывать свое пространство так, как он это видит комфортным и удобным для себя.

Возраст поиска себя и своих ресурсных состояний.

Бывает, что в этом возрасте родители пресекают выборы подростка, аргументируя это тем, что им не нравится вещь и он на нее еще не заработал и т. п. Но необходимо понимать, что это важный этап в жизни человека.

Этот опыт раскрывает личность подростка и родителям стоит принять, что перекрашивание стен в комнате не так и критично, а непонятный стиль в одежде рано или поздно успокоится и станет обыденным.

Подростковый возраст — период качественного скачка креативности. Мышление выходит на новый уровень, абстрактное мышление правит балом. Фантазии, мечты — внутренний мир становится богатым. Очень часто подростки интуитивно начинают писать дневники и книги. Это касается как мальчиков, так и девочек.

Креативность требует выход в виде музыки, рисования. И даже если у ребенка не наблюдалось творческих способностей, то у любого подростка его внешний вид — его творчество. Хотя именно в этот период дети ищут себя в игре на барабанах, граффити, крутых танцах и видах спорта. Это же все про самовыражение.

Возраст, когда можно много чего пробовать и искать себя. За этими самостоятельными принятиями решений относительно своего внешнего вида и комфорта стоит огромная внутренняя работа. Я сам принимаю решение, получаю и вижу результат решения, перерабатываю и принимаю свой опыт.

Хобби перетекают на новый уровень. В начале подросткового возраста дети часто меняют свои увлечения на другие. Если ребенок изначально был в теме — он сам говорит родителям куда он хочет пойти и что для него будет круто.

Главное, чтобы родители слышали. Бывает и так, что ребенок не знает на что поменять свои увлечения и тогда просто бросает все «детские» увлечения, не переходя на следующую ступень.
Важно! После 12 лет секции и кружки, которые были связаны с детством — у подростка чаще всего будут вызывать отторжение. Ему важно ощущать себя на другом, более взрослом уровне и задача родителя показать все разнообразие увлечений, которое открывает взрослый мир.
Не бойтесь пробовать и следовать за подростком. Он раскрывает не только себя, но и Вас. Дает Вам возможность узнать что-то новое о себе, выйти из рутины и пересмотреть свою жизнь.
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской