Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Как мотивировать ребенка на учебу

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Рекомендации и инструменты: что учесть, чтобы ребенок вовремя перешел из игровой деятельности в учебную, как поддержать авторитет учителя и научить выполнять домашние задания быстро.

Что влияет на желание учиться и усваивать информацию

1. Режим дня, питание и сон.

Три кита, которые лежат в основе каждого нашего успешного процесса жизнедеятельности. Школьнику необходимо правильно, полноценно питаться и высыпаться. Про отбой в 21:00 и про отсутствие гаджетов за час до сна я много раз писала и говорила.

Что касается питания — грош цена всем стараниям замотивировать на учебу, если первые два урока ребенок думает о еде! Потому что не успел позавтракать и на сборы было всего 15 минут.

Я понимаю, что все утром торопятся и есть дети очень медлительные, им нужно больше времени на раскачку, на тот же завтрак. У меня младший сын был такой.

В этом случае будильник лучше заводить на час раньше, дать спокойно собраться и обязательно позавтракать! Не хлопьями, не гранолой, а сытно, чтобы был белок, сложные углеводы — гречка, овсянка. Тогда энергетического заряда хватит, чтобы дотянуть до обеда. И мысли будут сконцентрированы не на голоде, а на учебе.

2. Пространство и среда для учебы.

В 7 лет игровая деятельность уходит на второй план и уступает место учебной. Что способствует этому переходу? Пространство, в котором ребенок проводит время!

Сделайте ревизию игрушек, книг и настолок. Оставляйте только то, что подходит по возрасту. Конструктор, роботов и кукол необходимо убрать на закрытые полки. На видных местах — только книги. Если, конечно, Вы намерены стимулировать ребенка к чтению.

Не важно, есть у ребенка отдельная комната или только свой уголок. В любом случае там, где он будет заниматься, должна появиться ростовая парта или большой письменный стол 120 сантиметров длиной.

Если Ваш ребенок пока еще ниже 150 сантиметров, то я за ростовую парту, поскольку с ней удобнее следить за правильной посадкой. Писать ровно палочки крайне неловко, если рука находится где-то на уровне носа, а локоть свисает. Это и для позвоночника не здорОво.
На вопрос, как заставить ребенка учиться, может быть серия совершенно неочевидных ответов и встречных вопросов. А ребенку удобно учиться? У него удобная парта? Сытный завтрак, чтобы не отвлекаться на чувство голода, а усваивать материал?

Наличие или отсутствие мотивации к знаниям среди прочего может лежать совершенно не в плоскости волевых процессов и мозговой деятельности. В статье ниже подробнее поясню, что я имею в виду.
Также необходимо так организовать учебную зону, чтобы весь визуальный шум оставался за спиной. Это касается навесных полок, календарей, расписания. Все это располагайте выше уровня глаз, либо позади письменного стола, чтобы ничего не отвлекало.

Если у Вас двое детей школьников, я рекомендую зонировать для каждого рабочее пространство: поставить фетровую перегородку или стеллаж.
3. Отношение к школе и учителям.

Наблюдаю, что родители пренебрежительно говорят о школе и учителях. Такого не должно быть.

Ребенок не может серьезно относиться к требованиям учителя, бежать вприпрыжку в класс, если Вы буквально вчера по телефону с подругой обсудили, какая Мария Ивановна не такая, «с ума сошла столько задавать», и вообще «школа какой-то ерунде учит»! Дети всё слышат и впитывают.

С началом школы у ребенка появляется новый авторитет — учительница! И задача родителя — всячески поддерживать этот авторитет в глазах ребенка, даже если Вы где-то с ней не согласны.

На ближайшие 4 года она — продолжатель Ваших идей, ценностей, идеалов и в каком-то смысле главный человек для ребенка. Поэтому так важно выбирать не школу, а именно учителя!
1. Вы — мама, а не учительница.

Если ребенок часами засиживается за уроками, еще и Вас втягивает в процесс обучения, то причина — в неверно расставленных границах и распределении ответственности.

Чтобы этого не допустить, приучайте делать уроки самостоятельно сразу. На это Вам потребуется примерно три месяца. На вебинаре «Стратегия образования ребенка» я подробно рассказываю, как поэтапно к этому прийти.

Когда ребенок начнет уже сам все выполнять и приносить Вам тетради только на проверку, переходите к следующему шагу.

Как научить учиться

Снимите с себя ответственность за выполнение домашних заданий вопросом: «Точно все сделал? По-твоему, там все хорошо?». Если ответ положительный, хотя на самом деле ничего не сделано, дайте получить свои первые двойки.

Не вмешивайтесь. Это уже функция учителя — поругать за невыполнение домашнего задания. Вы только ставите условие: если получаешь плохую отметку, будешь исправлять.
Раз получит двойку, второй… А потом задумается. Их ведь потом придется отрабатывать! А заданий будет — гора! Заранее договоритесь с учителем, чтобы она дала для исправления оценки материала в 2−3 раза больше.

Представьте, какова будет реакция, когда нужно столько выполнить вместо прогулки с друзьями! Тогда придет осознание и мотивация, что лучше делать сразу хорошо! Плюс приобретется важнейший мягкий навык — умение исправлять свои ошибки. Начальная школа — лучшее время, чтобы его освоить.

2. Эффект времени.

В расписании ребенка обязательно отмечайте часы, в которые он делает только уроки. И очень важно, чтобы эти временные лимиты соблюдались! Например, у Вас написано: уроки с 18 до 19 — значит, после этого времени учебника в руках не должно быть.

Даже если не успел или не доучил. Вы твердо стоите на том, что учеба закончилась и наступило время отдыха. Если будет сидеть до полуночи с уроками, не успеет восстановиться и на следующей день пойдет «разбитый» в школу. Несколько раз не успел — получил двойку. А у Вас условие: двойки надо исправлять.

Смотрите пункт выше. Дети быстро понимают, что лучше быстрее сделать уроки и играть, гулять, встречаться с друзьями, чем потом сидеть и исправлять отметки.
Первые три класса начальной школы, если это обычная программа, не гимназическая, — на уроки достаточно одного часа.

3. Черновик убивает силы, потенциал и мотивацию сделать больше.

Представьте, ребенок с утра на учебе, потом в продленке, на секциях, на дополнительных. Вечером наконец он садится делать уроки, и Вы предлагаете ему сперва написать на черновик, а потом все еще раз переписать на чистовик. Это же сколько сил надо приложить, которых к концу дня и так почти не осталось!

Энергию, которую можно было бы потратить рационально на выполнение домашнего задания целиком, ребенок тратит на этапе черновика первого урока. И мотивации что-либо делать дальше уже нет.

Да, нас так учили: «Напиши сперва на черновик, а потом переписывай». Многим это заложило установку, что ошибаться — страшно! Отсюда те, кто могли бы организовать свое предприятие, никогда на это не отважатся, не попробуют новое, не сделают открытий.

Пусть дети учатся писать сразу на чистовик, как в жизни. Это сохраняет и силы на учебу, и потенциал на будущее.
Психологи отмечают возрастающую детскую агрессию. Причем буллинг и травля начинаются прямо с первого класса! Над ребенком издеваются, поэтому — «мама, я в школу ходить не буду». Друзей нет либо они виртуальные.

Хотя раньше именно в школе завязывалась самая крепкая дружба. Потому что было много совместных активностей: на субботнике двоечник рядом с отличником мели двор, красили окна, разбирали библиотеку.

Никто это не любил, но зато всем шло на пользу. Ничто так не сближает, как стимул объединиться против системы! Следствие этого — снижение уровня агрессии в коллективе.

Как помочь с социализацией и дополнительно мотивировать ребенка на учебу в школе

Я рекомендую минимум 3 раза в год — в начале учебного года, перед новогодними праздниками и в марте — делать сплачивающие мероприятия для класса!

Нужно 3−4 мамы-активистки, чтобы организовать поход на квест, в боулинг или в веревочный парк. Детям необходимо взаимодействовать вне классных стен, когда они просто дети.

Очень хорошо организовать какую-то активность, когда Вы по каким-то причинам поменяли школу, и ваш ребенок — новенький. Это поможет лучше влиться в коллектив.

Дополнительные способы мотивации ребенка к учебе

1. Эффект зеленой ручки.

Во многих книгах по мотивации говорится о том, что очень важно концентрироваться на положительных моментах, на том, что получилось! Это действительно снижает тревожность и повышает собственную значимость в своих глазах. А значит, и желание делать дальше, больше.

С детьми это тоже работает. Поэтому я рекомендую внедрять «правило зеленой ручки». Отмечайте то, что у ребенка получилось хорошо: ровно написал палочки, решил верно пример, переписал без ошибок два предложения.

Если это не делает учитель в 1−2-м классах, сделайте сами дома. Только не правьте ошибки зеленым цветом, отмечайте лишь правильные моменты. Даже если есть исправления и пометки красным цветом, то на фоне зеленого они выглядят значительно мягче. И не отбивают желание что-либо делать дальше.

2. Своим примером показывайте, как надо.

Хочется, чтобы ребенок читал книги. При этом никто из родителей пару лет точно книгу в руках не держал.

Интересуйтесь историей, географией, читайте литературу сами, и ребенок, видя Ваш пример, будет все это повторять. Можно записаться в книжный клуб. Это мотивирует читать и учит работать с информацией, анализировать, пересказывать.

3. Формируйте информационную пустоту.

За 2−3 недели до начала учебы я не рекомендую увозить детей на отдых. Лучше организуйте режим так, чтобы постепенно вливаться в школьное расписание. То есть вставать уже в то время, в которое будет просыпаться с началом учебы. Так нервная система начнет мягко готовиться.

И за 2−3 недели старайтесь убрать или существенно снизить видеоконтент. То есть отказаться от сериалов, фильмов, соцсетей. Мозг необходимо разгрузить, чтобы образовалась пустота, появился информационный голод.

Тогда все, что будет рассказывать учительница с наступлением учебного года, станет очень интересным! И захочется с жадностью поглощать новые знания!
Еще больше о школе, продленке, секциях для школьника, об участии в олимпиадах и пропусках говорю в вебинаре «Школа. От подготовки до подросткового возраста».

Желаю Вам замотивированных школьников!
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской