Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Как воспитывать
детей

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Здесь найдете все ответы на вопросы о послушных детях, наказаниях, развитии по возрасту, а также о том, как воспитать самостоятельного ребенка и стать для него авторитетом, другом на всю жизнь.

Как создать крепкие, доверительные отношения с ребенком

Волнующий вопрос: «Как мне воспитывать своего сына или дочь, чтобы он/она потом вырос/ла ???» — и дальше каждый подставляет свой эпитет. В этом моменте много тревоги, много ожиданий.

И здесь Вы забываете, что, вообще-то, вместе с взрослением ребенка происходит Ваш личностный рост как родителей. Забываете наслаждаться материнством и отцовством. Пытаетесь загнать себя в какие-то рамки и выдумать сложности там, где их нет. Читать, писать, закидывать вещи в стиральную машинку — всему этому ребенок научится. А что потом?

Важно, прежде всего, сформировать с ним эмоциональную связь! Именно она помогает преодолевать все болевые точки и возрастные кризисы. Эта связь — фундамент Ваших отношений в будущем и то, что влияет на самооценку ребенка с точки зрения психологии.

Как этого добиться? Проводить эффективно время вместе! Начиная с 6 месяцев, когда малыш днем уже достаточно долго бодрствует, выделяйте на игру с ним минимум 15 минут в день. Важно, что в это время у Вас нет в руках гаджетов и Вы делаете только то, что хочется ребенку. Например, гремите его любой погремушкой или изображаете вертолетик.

С возрастом интересы и занятия будут меняться, эффективное время увеличиваться. Неизменным останется лишь то, что выбор, чем заниматься, будет всегда за ребенком. Никаких «развивашек» и обучения в эти мгновения! Только то, что нравится ребенку. Так Вы формируете понимание: мне с моим родителем интересно проводить время, он меня слышит, понимает мои чувства.
Если в семье несколько детей, то эффективное время необходимо проводить с каждым ребенком, причем отдельно маме и отдельно папе. И это не считая еще совместных занятий, когда у Вас всех общий досуг. Пишите эмоциональные дневники памяти, проводите семейные собрания раз в неделю, составляйте карты целей на год (здесь можно ссылками поставить). Это очень объединяет, создает те самые ценности семьи и крепкие отношения на всю жизнь.
Описать словами не могу свою радость, когда мои подростки, у которых уже своя жизнь, все равно с восторгом проводят время со мной! Так, я летаю с ними на концерты любимых групп, беру билеты на «Формулу 1», участвую в кулинарных экспериментах.

Вот в такой совместной деятельности проявляется удовольствие от родительства! То, что я закладывала много лет назад, возвращается мне сейчас огромными дивидендами!

До 7 лет хорошо формировать этот авторитет и дружескую связь по интересам. Дальше тоже возможно, но значительно сложнее подстроиться под интересы ребенка. Искренне радоваться и вовлекаться в его игры. Да и захочет ли он Вас туда пускать?

Вообще многое в воспитании ребенка похоже на стратегию. Где Вы инвестируете вдолгую, заранее продумываете несколько ходов вперед, чтобы получить нужный результат. То, что закладываете с 3 до 7 лет, вернется Вам в подростковом возрасте, в 12−14. А что будете давать ребенку в начальной школе — расцветет в полной мере к 16−18 годам.

Первое, что важно, — эмоциональная связь с ребенком через эффективное время вместе. Выстраивается эта связь с 6 месяцев до 7 лет. Далее тоже возможно, но гораздо сложнее и с большими усилиями — Вашими!
Когда даю рекомендации родителям по воспитанию детей, всегда озвучиваю правило последовательности действий: сказали — сделали. То есть если Вы сказали, что в магазине не покупаете новую машинку, Вы ее не покупаете, как бы ребенок ни просил, ни капризничал. Если пообещали, что отмените поход в гости, то держите слово. Это про стабильность, доверие. Ребенок знает, что от Вас ожидать.

А если Вы раз сказали и не сделали, два пригрозили и поступили иначе, поддались на слезы, то ребенок в следующий раз уже будет знать, что можно и продавить. Просто надо найти ту точку, где Вы уже не терпите. Впоследствии дети просто привыкают к тому, что все, что Вы говорите, — еще не точно. Отсюда просьбы по сто раз, крики, к которым тоже, надо сказать, ребенок привыкает и перестает на них реагировать.

Конечно, я сейчас не говорю о периодах сепарации и кризисах. Когда, что бы Вы ни говорили, трехлетка будет делать наперекор или настаивать: «Я сам!». Или малыш в 10 месяцев все равно будет дергать цветок, хотя Вы ему, глядя в глаза, сказали: «Не трогай». Просто ребенок впервые понимает, что он отдельная от Вас единица. И все Ваши «нельзя» для него «можно». Принять как факт, примерно через полгода этот этап проходит.

Здесь лучше дополнительно почитать, посмотреть про психологические особенности кризисов в каждом возрасте и способы реагирования. В рамках одной этой статьи все не охватить.

Как сделать так, чтобы ребенок Вас слышал и слушал

Во всех остальных случаях будьте последовательны, и ребенок привыкнет: если Вы сказали — так и будет. Начнет Вас слышать и слушать.
Вы можете встретить разные подходы и виды воспитания, но запомните, пожалуйста: удобный, послушный ребенок — это будущий несчастный взрослый.

Девочка, которая беспрекословно слушается старших с первого раза, так же послушает первого встречного. Когда воспитание происходит на уровне подчинения, то ребенок идет в жизнь с установкой: кто сильнее, статуснее, тот и прав. А если еще вложен интеллект, то из него получится идеальный подчиненный, который будет «пахать» день и ночь за минимальный оклад по городу. Думаю, что не такого будущего Вы желаете своим детям.

Растите счастливого ребенка, а не удобного!

Нужно ли наказывать и как это делать

Я Вам предлагаю посмотреть на вопрос наказания под другим углом и подумать: «Как мне выстроить взаимоотношения с ребенком так, чтобы избежать наказаний? Как сформировать с ним такие отношения и эмоциональную связь, чтобы мы слышали друг друга?» Ответить поможет то, с чего я начинала статью.

Действительно, есть моменты воспитательные, где родитель будет настаивать, а ребенок — сопротивляться. Но есть еще и другая часть Ваших отношений, где Вы — единомышленники.

Если последняя отсутствует, нет позитивной эмоциональной связки, то в глазах ребенка Вы превращаетесь в нравоучителя, от которого в подростковом возрасте хочется быстрее сбежать и пойти наперекор еще больше.

Да, будут сложные моменты. Да, мы, взрослые, живые люди, и у нас часто сдают нервы, потому что помимо роли родителя приходится выполнять еще много других ролей и забот. Но в большинстве случаев, если в отношениях с ребенком базово присутствуют понимание, доверие, авторитет, Вы можете договориться.

И на самом деле гораздо эффективнее работает система поощрения. Если Вам нужно добиться лучшей успеваемости или чтобы одевался в сад быстро, создайте мотивацию. Например: ты всю неделю выполняешь мои требования — на выходных идем в веревочный парк или приглашаем твоих друзей.

Выберите то, чему действительно будет рад ребенок. Важно, чтобы поощрение было не материальное, а эмоциональное! Рекомендую повесить на холодильник листок и зачеркивать постепенно числа до дня икс. Наглядность придаст еще больше стимула!

Запомните еще, пожалуйста, что уборка — не наказание. Это бытовой навык, к которому ребенок постепенно приучается и выполняет, как и другие члены семьи.
Посмотрите иначе на наказание как таковое: чаще оно не достигает нужного результата, а вот мотивация и обещание подарить яркие эмоции за что-то выполненное — да.

Развитие по возрасту

Самое главное, что Вы можете дать своему ребенку для хорошего развития, вне зависимости от того, в каком городе живете, какой у Вас достаток, — обеспечить много движения и режим дня. Пешие прогулки, площадки, турники, свежий воздух — этого должно быть в избытке в жизни ребенка.

До 3 лет всю интеллектуальную сферу ребенка стимулирует движение. Больше гуляйте, создайте безопасную среду дома: почистите шкафчики на уровне роста ребенка, чтобы он мог спокойно лазить везде, заглядывать и не навредить себе и вещам. Обязательно прибейте к стенам все комоды, проверьте навесные полки! Это очень важно!

С 3 лет и до окончания школы движение способствует снятию умственного напряжения, повышает концентрацию внимания, развивает память. И все занятия — только в игровой форме. Не надо нагружать дошкольника чтением, письмом, английским, испанским — так, что к возрасту школы ребенок уже ненавидит учиться. До 7 лет нужно дать детям возможность наиграться.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что Вы как родитель можете дать своему ребенку абсолютно все с точки зрения развития без дорогостоящих гаджетов и огромного количества секций.

Вам необходимо только помнить базу, основы: много движения, выстроенный режим дня, эффективное время вместе и не «застревать» на каком-то возрасте. То есть не читать «Курочку Рябу» пятилетке, а вовремя понимать, что пора переключаться и читать новую книжку по возрасту, дать новую игрушку, доверить следующую бытовую задачу.

Здесь я остановлюсь на возрастных особенностях и том, какую среду важно обеспечить в каждом возрасте, чтобы не тормозить развитие:

  • От 0 до 3 лет — преобладает познавательная деятельность. Шкафы должны быть закрытыми, чтобы хотелось залезть и посмотреть, что там. Откажитесь от общей корзины для игрушек в пользу полок, где все игрушки рассортированы: машинки — к машинкам, куклы — к куклам, конструктор — к конструктору. В 1,5 года кровать без реек и бортов, максимум небольшой ограничитель! Свой стол и стул без надписей появляется, едва малыш начинает передвигаться без опоры.
  • С 3 до 7 лет — возраст расцвета креативного мышления и игровой деятельности. Стеллажи должны быть открытыми и все, что может понадобиться для творчества, — в зоне доступа. Ребенок постоянно фантазирует, строит, поэтому не ругайте его за город LEGO посреди комнаты или гоночные трассы через диван, не требуйте тут же убрать. Пусть насладится плодами своей деятельности. В 5 лет здорово поставить какую-то необычную кровать в виде машинки или кареты. Еще лучше задекорировать ее своими руками вместе с ребенком.
  • С 7 до 12 лет — начинается учебная пора, которая вытесняет игровую. Полки, особенно с играми, снова закрытые. Книги — только которые читает сейчас и на перспективу. У ребенка должен быть удобный, большой стол/парта нейтрального цвета. И, в идеале, еще один стол для творчества, любимого хобби.
  • Подростки обставляют свою комнату, свое пространство полностью сами. От вас требуется только выделить на это бюджет, проследить, чтобы было достаточно освещения и хороший, ортопедический матрас.
Итак, до 7 лет не перегружайте занятиями, не забирайте у них детство, пусть много двигаются, играют, а среда — этому только способствует. Чтобы не тормозить развития в каждом возрасте, вовремя делайте ревизию игрушек, настольных игр и книг. То, что хотите, чтобы узнал, увидел, прочитал, кладите на уровне глаз и в легком доступе.

Как воспитать самостоятельного ребенка

В том, что многие дети не могут себя элементарно обслужить, виновата фраза: «жалко, он же еще маленький». Правда же, мамы, было? А потом школьник не может шнурки завязать сам или еду разогреть.

И меня часто спрашивают, с какого возраста начинать готовить к самостоятельности. Уже с возраста 1 года и до 2 лет активно обучайте бытовым навыкам: одеваться, обуваться, есть. Примерно к 2 годам ребенок осваивает горшок, навыки личной гигиены. (О том, как приучать к горшку, есть отдельная большая статья). К этому возрасту мозг уже достаточно сформирован, чтобы заработали волевые процессы. Через них ребенок и учится самостоятельности.

Старайтесь меньше делать за ребенка то, что он может делать сам. Начал снимать носочки — пусть теперь снимает сам, научился есть ложкой — пусть делает это каждый прием пищи. В более старшем возрасте освоил новый бытовой навык, например разгружать посудомоечную машину, — отныне это его обязанность. Помимо самостоятельности тренируется еще и ответственность.

Смело включайте детей в процесс готовки, давайте нож в руки. Сперва, конечно, специальный детский, под присмотром. «Он рассыплет, разольет, разобьет», — говорят мне в панике мамы. Да, ребенок учится! И смиритесь с тем, что кухня — это то место, где не может быть идеально чисто всегда! Шестилетка вполне может пожарить яичницу или сварить пельмени.

Про особенности комнаты и оборудования личного пространства я рассказала выше, но к теме самостоятельности добавлю: поставьте в детскую отдельное мусорное ведро и ближе к 7 годам — корзину для белья. Это здорово приучает к навыку убирать за собой и решает проблему раскиданных по дому вещей.

Самостоятельность появляется тогда, когда Вы обучили навыку по возрасту и доверили это делать, передали ответственность!
Формируйте свои правильные привычки и семейные ценности с первых дней жизни ребенка. Вовлекайтесь и интересуйтесь его увлечениями. Проводите время вместе так, как хочется детям, чтобы создать прочную дружескую связь с ними на всю жизнь. Дайте вдоволь почувствовать вкус детства с дворовыми играми, бегом и друзьями. И смело обучайте всем жизненным навыкам с раннего детства!

Желаю Вам счастливого родительства!
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской