Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Развитие ребенка: особенности и рекомендации

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Каждому из нас необходимы опорные точки и понимание того, что мы двигается в правильном направлении: что для ребенка полезно, что наносит вред, чему следует уделить внимание в том или ином возрасте.

В статье Вы найдете рекомендации, которые помогут избежать ключевых ошибок, заложить основы правильного и гармоничного развития Вашего ребенка.

Врачи

Первые врачи, которых Вы должны найти «под себя» — это педиатр и невролог. Если Вашему ребенку ставят какой-либо неврологический диагноз, посетите ещё 2-х врачей и только потом принимайте решение о медикаментозном вмешательстве.

Если Вы видите, что ребенок выделяется на фоне других детей на детской площадке или в группе подготовки к детскому саду в отрицательном аспекте (это уже видно в полтора года), а невролог при этом говорит, что все хорошо, то также посетите нескольких специалистов. Это поможет избежать неверных диагнозов или, наоборот, заметить отклонение на начальном этапе и скорректировать развитие.
По наследству передается темперамент — сила нервной системы. Характер же формируется в течение жизни в зависимости от типа воспитания. Также по наследству передается тревожность и агрессивность, уровень которых Вы сможете скорректировать в процессе развития ребенка.

Виды развития и их общая оценка — опирайтесь на «трех китов»: физическое, интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие. Эти три сферы начинают развиваться с первых дней жизни малыша. Дисбаланс в одной из сфер в ту или иную сторону отразится на становлении характера ребенка и его общем развитии.

Также дошкольный возраст важен с точки зрения дальнейшего обучения в школе. Мы, родители, закладываем основу и развиваем базовые навыки, которые впоследствии помогут ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой.

Наследование и психология
развития ребенка

Развитие крупной и мелкой моторики

До 3 лет всё, что связано с движением, будет развивать малыша. Упор делаем на следующие игрушки:

  • На координацию и крупную моторику: кольцеброс, мини-гольф, спортивный комплекс или шведская стенка, ортопедические коврики, фитбол. Указанные игры прослужат Вам не один год.
  • Для мелкой моторики и зрительного внимания: бусы размером не более 2 см, мозаика, Лего, счётные палочки, 15−20 шариков для пинг-понга и 5-литровая бутылка для них. И с палочками, и с шариками для пинг-понга задача ребенка — сложить предметы в узкое отверстие.
  • Мягкий пластилин, пальчиковые краски, наклейки, тесто для лепки для отработки щипка и захвата пальчиками.
  • Для развития сенсорики рук: сенсорные бочонки, погремушки, змейки и дуги.

Большую часть игрушек с рождения и до 3 лет Вы можете найти у себя дома. Дайте ребенку возможность открывать и закрывать шкафы, заранее убрав все опасное и острое из них, вытаскивать кастрюли, играть с крышками и половниками. Так он будет развиваться естественным образом.

Что важно исключить? Светящиеся, музыкальные и интерактивные игрушки, которые будут перегружать нервную систему. С точки зрения физического развития будут вредить такие приспособления, как ходунки, прыгунки, толокары.

Возьмите в привычку заниматься физическими играми на движение и играми на мелкую моторику ежедневно по 10−15 минут в день.

Развитие речи

Главный стимул развития речи до 3 лет — это мама. Чем больше Вы разговариваете с малышом в контексте бытовых ситуаций, тем лучше. Для эффективности понимания и запоминания Вашей речи старайтесь установить с ребенком контакт «глаза в глаза».

Также если малышу до 2 лет, Вы можете сделать акцент на своих губах, накрасив их яркой помадой.

Старайтесь не только произносить в контексте много слов, но и закреплять их через активность. Не просто говорите: «Это листочки, это цветочки, птички, бабочки, камень», но и просите ребенка совершить определенные действия по отношению к предмету.

«Смотри, какие цветочки. Покажи, пожалуйста, пальчиком, где цветочки? Давай потрогаем листочек на дереве? Покажи, где листочек?».

Всё это проговаривается с обязательными паузами для побуждения ребенка к действию. Бывает так, что мама проговаривает всё правильно, но не даёт малышу времени подумать и совершить действия самому. Мама показывает, трогает, срывает первая.

«Где, покажи, дай, потрогай, погладь, положи, возьми, открой, закрой».Чем чаще Вы просите об этом, чем больше отклика на эти слова получаете, тем быстрее мозг малыша начинает обрабатывать информацию, полученную на слух. Делать это необходимо даже в том случае, когда ребенок все знает, но не говорит, или выявлены особенности развития ребенка.

Когнитивное развитие

Под когнитивным развитием мы понимаем интеллектуальное созревание. Одним из лучших способов развития интеллекта является чтение вслух с самого раннего возраста. Оно не только стимулирует умственное развитие, но и формирует теплые и конструктивные отношения, влияющие на развитие в этих областях.

Помимо этого чтение вслух, пусть даже фоном своих взрослых книг, благотворно сказывается на развитии фонематического слуха и речевого развития. Не секрет, что дети сейчас начинают разговаривать около 3 лет. Телевизор и радио не заменяют «живой голос».

Интеллект малышей в большей степени оценивают по развитию языковых навыков, любознательности и способности решать задачи. Начиная с 2 лет Вы можете использовать следующие игры для развития:

  1. Мозаика 6 граней;
  2. Кубики Никитина;
  3. Квадраты Никитина (1 уровень — с 1 года до 2 лет, 2 уровень — с 2 до 3 лет);
  4. Цилиндры Монтессори;
  5. Краснокамская пирамидка «Геометрик»;
  6. Катамино;
  7. Геоборд;
  8. Игра «День и ночь».

Эмоциональное развитие

У ребенка до 3 лет ещё нет абстрактного мышления. Потому всё, что Вы озвучиваете ему про эмоции в этом возрасте, необходимо скорее для формирования Вашей привычки — проговаривать, осмыслять, разбираться в чувствах и эмоциях.

До 3 лет ведущая эмоция — интерес. Поэтому, когда родитель из раза в раз негативно реагирует на интерес ребенка, пресекается познание мира. Создавайте для малыша безопасную среду, в которой его интерес будет поддерживаться: есть возможность открывать шкафы, что-то разбрасывать, изучать вещи и предметы тактильным образом.

Если ребенок делает то, что Вам не нравится, Вы можете переключить его внимание, например, увести в другую комнату, предложить другую игру. Он в силу возраста самостоятельно это сделать не может.

Также интерес малыша можно социализировать. Например, Вашему сыну или дочери понравилось размазывать варенье по стене, дайте вместо этого пальчиковые краски и разрешите рисовать в ванной.

Или Ваш ребенок разбрасывает игрушки, приобретите кольцеброс или баскетбольное кольцо и тренируйте навык попадания в цель.

Бытовые навыки и самостоятельность

С первыми шагами у малыша происходит первое осознание, что он и мама не одно целое. Первые полгода после этого готовьтесь к тому, что на каждое Ваше «нельзя» ребенок будет с улыбкой делать то, что запрещается. Так он осознает, что теперь он от Вас отдельно.

Самое важное, как и когда ребенок становится самостоятельным в быту. Именно это определяет его работу головного мозга.

Старайтесь меньше делать за ребенка то, что он может делать сам. Это также будет отражаться на всех сферах развития. Начал снимать носочки — пусть снимает сам, ест три ложки самостоятельно — пусть делает это во время каждого приема пищи. До 3 лет главенствует двигательный интеллект, и если малыш не двигается, значит, тормозит в развитии.

Навыки никогда не идут отдельно от развивающих занятий. Первое, чему нужно учить малыша — самообслуживанию. Это показатель, что мозг работает. Особенно для детей с диагнозами. От бытовых навыков напрямую зависят уверенность в себе, самооценка, тревожность и т. д.

Навыки, которые нужно развивать всем детям:

  • Кидать и ловить мяч — с 1 года.
  • Уметь использовать ножницы — с 2−2,5 лет.
  • Мыть тарелку — с 2 лет.
  • Есть с ножом и вилкой — с 2 лет.
  • Делать оригами — с 2,5 лет.
  • Навыки, связанные с одеванием — с 3 лет (вначале учим ребенка раздеваться, и только потом — одеваться).
  • Застегивать молнию — с 3 лет.
  • Самостоятельно есть — к 3 годам.
  • Убирать часть игрушек — с 3 лет.
  • Навыки самообслуживания ниже живота — с 3 лет.
Помните, бытом Вы разгоняете мозг ребенка, а задачами и головоломками вытягиваете на следующий уровень понимания. Все работает в комплексе.
Одними головоломками развить волевые процессы, ответственность, усидчивость и прочие навыки мы не сможем.

Прием пищи без отвлечений

Никогда не совмещайте телевизор, планшет, телефон и еду! Плачевные последствия этого Вы заметите в подростковом периоде. Пищевое поведение формируется в первые годы жизни, и чем разнообразнее и полезнее будет меню, тем лучше. Вводите правильные перекусы, избегайте манипуляций с едой, игр и приема пищи за просмотром мультфильмов.

Хорошее правило, которое работает со всеми: сначала ест мама, со вкусом, не торопясь, показывая пример, затем ест ребенок.

Первые страхи

После прохождения первой сепарации и физического отделения приходит следующая напасть, что мама может уйти. И тут появляется один из первых страхов — «страх потери любви» или по-другому «страх потери мамы».

Если Вам нужно отлучиться из дома, всегда прощайтесь и говорите, когда и к какому моменту вернётесь домой. С маленькими детьми мы оперируем не временем и часами, а действиями.

«Я вернусь из магазина, когда ты с бабушкой поиграешь, поешь и поспишь…».

Такое же правило работает с детьми в детском саду. Мы обозначаем момент, когда придем обратно: «после того, как ты поспишь», «когда Вы погуляете» и т. д.

Ребенку важно знать и понимать, что мама оставляет его на конкретное, измеримое время и потом обязательно вернётся. Соответственно и Вы обозначаете реальную точку, к которой планируете прийти обратно.

Горшок

Раньше 1,5 лет самостоятельно на горшок ребенок ходить не может. Раньше — это либо неправильное толкование «ходить на горшок», либо условный рефлекс, а не истинный контроль над своими физиологическими потребностями.

Прежде, чем начинается приучение к горшку, у малыша должен быть усвоен навык самостоятельного раздевания и одевания: снять штанишки, трусы, потом вновь их надеть.

Аппетит

Примерно в 2,5−3 года у ребенка начнет снижаться аппетит. Он начнет есть примерно 1/3 от своей обычной порции. Будут меняться вкусовые пристрастия. Малыш, который всегда ел мясо и не пил молочные продукты, будет делать все ровно наоборот. То, что было любимым блюдом, резко перестанет быть таким.

Задача родителя — оставить вкус продукта в пищевой «памяти» и матрице вкуса. Например, утром также варить кашу и давать хотя бы 1 ложку, в обед — 1 кусочек брокколи или цветной капусты, на ужин — 1 кусочек мяса.
В этом возрасте приближается главный гормональный кризис 3 лет и кризис «Я Сам" — ребенок психологически отделяется от взрослых.
Первые три года являются одними из самых важных в жизни ребёнка. В это время идет созревание основных структур головного мозга, оценить работу которых Вы сможете только в школе.

Успешное развитие детей во многом зависит от родителей. Делайте упор на крупную и мелкую моторику, бытовые навыки и самостоятельность, говорите и читайте вслух как можно больше.
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской