Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Адаптация ребенка в детском саду:
как ее облегчить

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Начало нового учебного года всегда сопровождается адаптацией к условиям дошкольного учреждения. Даже если ребенок идёт в детский сад не первый год, после летних каникул, отпуска и расслабленного режима его ждёт адаптационный период.

Обычно адаптация сопровождается стрессом. Ребенку предстоит не только привыкать к строгому распорядку дня, но и обходиться большую часть времени без привычной поддержки родных и близких, осваивать навыки самостоятельности и социализации.

В этой статье Вы получите рекомендации психолога и нейропсихолога, которые помогут пройти адаптацию успешно, без неприятных последствий, не растягивая на месяцы.

Особенности адаптации

На вопрос «Когда отдавать сына или дочь в детский сад?», я всегда отвечаю: «Тогда, когда это нужно маме». Если Вам надо на работу, если Вы устали или выгорели, то не стоит ждать «подходящего времени». Единственное, что здесь важно помнить: чем раньше Вы отдаете ребенка в детский сад, тем внимательнее нужно относиться к адаптации.

Оптимальный же возраст для сада — 3 года или минимум 2 года до школы. Почему важно до школы, хотя бы 2 года походить в сад? Здесь отрабатываются многие моменты, связанные с социализацией, детской агрессией, сексуальным воспитанием, которые на детской площадке или на развивающих занятиях невозможно пройти в полной мере.

Адаптация начинается в тот момент, когда Вы подстраиваете режим с одним дневным сном под режим детского сада. Дневной сон — примерно с 13:00.

До детского сада желательно научить ребенка простым навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, ходить на горшок, вытирать попу, одеваться/раздеваться, убирать игрушки. Так, Вы помогаете ему быстрее привыкнуть к новому месту, правилам и режиму.

Сейчас все чаще родители надеются на то, что базовым навыкам должны научить в детском саду. Рекомендации родителям в таких ситуациях: относитесь спокойно к правилам, которые будут выстраивать воспитатели, и старайтесь дома их также соблюдать.

Обычно родителей просят закрепить и продолжать обучать следующему:

  1. После прогулки разуться, поставить ботиночки на место, повесить куртку на крючок.
  2. После еды убрать свою тарелку в раковину или в посудомойку.
  3. Днем есть только за столом — не поддерживать хождений с едой по всей квартире.
  4. После еды, прогулки, туалета — вымыть руки самостоятельно.
  5. Убирать за собой игрушки в конце игры.

Ребенок будет спокоен, когда правила в детском саду такие же как дома. Это привычно — это безопасно.
Основное правило — научиться прощаться. Если ранее Вы никогда не прощались с ребенком, убегали, исчезали во время сна или вовсе никогда не отлучались, то есть большие риски, что адаптация будет протекать сложно: утренние слезы, нежелание расставаться, висение на Вашей ноге или руках.

Хотя бы за месяц до детского сада начните уходить и правильно прощаться. Первое время это будет происходить, возможно, через слезы. Ваша задача — делать одни и те же отработанные действия: «Пока. Я скоро вернусь. Я тебя люблю».

Так, происходит отработка страха потери мамы. Мы учимся снижать тревожность малыша, показываем, что мама не исчезнет навсегда, наоборот через время мы встретимся вновь.

Учим прощаться через действие. Малыши еще не понимают времени, и 1−2 часа ни о чем им не говорят. Используйте фразу: «Я приду, когда ты… поспишь/ погуляешь/ пообедаешь». Эти фразы используйте и при непосредственной адаптации.

Задолго до начала адаптации Вы можете гулять возле детских садов, наблюдать за детьми, озвучивать: «Все дети ходят в детский сад играть и общаться».

Успешная адаптация. Как помочь

Делайте акцент на том, что дети в саду не живут, они играют, а потом их мамы и папы забирают домой. У ребенка бывает сложность с пониманием этого момента и кажется, что детский сад — это навсегда.
Психологическая помощь малышу:

  • Покупайте специальные книги про детский сад (позднее — про школу), веселые пряталки в детском саду. Начинать просматривать их можно за год до детского сада и активно читать и изучать за 2−3 месяца.
  • Показывайте позитивные моменты: дети рисуют, играют, ложатся в кроватки, у каждого своя наклейка, сколько игрушек, которых у нас нет, сколько новых друзей.
  • Постарайтесь заранее познакомиться с воспитательницей. Вы можете принести вместе документы и заглянуть в группу, потом принести вещи в шкафчик и снова поздороваться с воспитательницей, подарить ей поделку, осмотреть группу. Это минимальные контакты на 2−3 минуты, но они делают очень многое для последующей адаптации.

Как проходит адаптация ребенка в детском саду

Выделяются следующие этапы или виды адаптации:

  1. Подготовительная — когда мы заранее рассказываем об учреждении и что там будет ждать.
  2. Ключевая — когда ребенок пошел в сад.
  3. Завершающая — когда он спокойно идёт в детское учреждение, хорошо взаимодействует с педагогами и другими детьми, активно играет и занимается.

Признаки успешной адаптации — нормализация эмоционального и физического состояния ребенка.

Сколько проходит адаптация? В среднем при правильном подходе у дошкольников адаптация занимает 3 месяца.

Система адаптации к детскому саду выглядит следующим образом:

  • Первая неделя: приводим в сад утром, к началу дня и оставляем не более чем 2 часа.
  • Вторая неделя: ребенок проводит время утром в группе и на прогулке — 2−3 часа.
  • Третья неделя: приходим с утра, оставляем на прогулку и обед — примерно 4 часа.
  • Четвертая неделя: оставляем на дневной сон, но не с начала недели, а со среды.

Для дошкольника в период адаптации постарайтесь выделить 1 выходной день в неделю: вторник, среду или четверг. Меняйте его от недели к неделе. Выходной необходим, чтобы сохранить нервную систему и снять напряжение.

Обратная сторона адаптации — частые болезни. Если из-за каждых соплей и первого кашля Вы будете оставлять ребенка дома, у него зафиксируется механизм «Я болею — я остаюсь дома = выгодно болеть». Это психология, и так работает нервная система не только у детей, но и взрослых.

В ноябре обязательная неделя каникул — поддерживаем истощенную нервную систему. Если видите, что Ваш сын или дочь истощены, делайте по возможности выходные дни.

Всем детям полезно при адаптации пение. Вы можете не подключать дополнительные занятия, чтобы петь простые и всем известные песни дома, за бытовыми делами, во время готовки. Также будут полезны любые практики на дыхание (мыльные пузыри, надуть шарик) и творчество.

Как облегчить адаптацию

Важные правила, которые стоит соблюдать любому родителю независимо от возраста ребенка:

1. Режим

Часто летом родители расслабляются с точки зрения режима. Темнеет поздно — дети ложатся спать поздно. И к сентябрю оказывается, что нервная система на пределе, ребенок максимально не готов вставать рано в детский сад и жить по другим правилам.

Приводите режим в порядок. С 20 часов начинается ритуальный час, в 21 час дошкольник должен спать.

2. Секции и кружки

Секции могут появиться до адаптации или уже после. Если есть возможность, то начните посещать спорт или кружки до 1 сентября, постепенно увеличивая нагрузку.

3. Отдых

Вместе распишите первые дне недели совместного отдыха. Это может быть посещение театра, планетария, парка. Может быть домашний досуг: настольные игры, совместное творчество, готовка пирога в выходной день.

Обсуждайте эти планы в течение адаптационных недель, это помогает разгрузить психику.

Если ребенок маленький, повесьте календарь, пусть зачеркивает дни до приятных событий. Постарайтесь, чтобы после первого сентября их было как минимум два на неделе в разные дни.

4. Консультации врачей

Если ребенок тревожный, обязательно посещаем невролога и берём направления на анализы. Осенью у детей и у взрослых часто наблюдается нехватка витаминов.
Залог успешной адаптации — терпение родителей и уверенная позиция. Желаю лёгкой адаптации к детскому саду.
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской