Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Режим дня ребенка

Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Содержание
Правильный режим — залог всего. Здоровья и хорошего физического состояния, аппетита, гармоничного развития, более быстрой адаптации, успеваемости в школе и на дополнительных занятиях.

Именно режим дня помогает сформироваться таким навыкам как планирование, тайм-менеджмент, развивает ответственность и в том числе способствует здоровой самооценке.

Но при всех этих видимых плюсах в современном родительстве страдает чаще всего режим. Уход на сон в разное время, уроки до полуночи, завтраки, обеды и ужины — хаотично и без какой-либо системы.

В этой статье Вы узнаете, почему важен распорядок и как приучить ребенка к режиму дня. А также получите чёткие рекомендации, как составить расписание для детей разных возрастов, вписав в него кружки, дополнительные занятия, школу и не забыв про свободное время.
Для своих детей я всегда выбирала дисциплину, будь это вопросы обязанностей по дому, питания, спорта, режима или образования.
Но сейчас многие родители под влиянием моды боятся «давить» на своих детей и называют свой стиль воспитания «свободным».

— Он не хочет есть — поест, когда проголодается.
— Не хочет заниматься, делать уроки — я не буду заставлять.
— Сын или дочь не засыпают — пусть гуляют, лягут спать, когда захотят.

Что мы получаем на выходе? Дети действительно свободны, но свобода эта вредит базовым моментам в развитии и воспитании. Нарушенное пищевое поведение и сон, а значит, и общее физическое состояние ребёнка.

Когда родители приходят на консультации или диагностику, то первое, на что мы смотрим — режим. Во сколько ребенок встаёт, во сколько ложится спать, когда стоит время для свободной игры, а когда — для развивающих занятий.

Для чего необходимо соблюдать такие простые, казалось бы правила? Это база для детей разного возраста и взрослых. С грамотно выстроенного режима всегда начинается любая коррекция, будь это общее состояние, здоровье или развитие определенных навыков.

Правильный режим — это в целом про гармоничное развитие, а также приобретение таких важных навыков, как планирование, самодисциплина, самоорганизация, самообразование, ответственность в более старшем возрасте.

Свобода или дисциплина? Расписание дел и его польза

Если Вы вспомните свои первые шаги в материнстве или отцовстве, то заметите, что часто задавались вопросами по режиму сна.

«Сколько спит малыш в возрасте 2 месяцев?».
«Какое время бодрствования в 5 месяцев?»
«Сколько снов в 1 год?».

Мы смотрели разные таблички и ориентировались на эти границы.
Чем старше становился ребёнок, тем больше мы увлекались вопросами, чем занять малыша, какие навыки развивать, сколько раз гулять и т. д. Так формировался распорядок сна и времени бодрствования.

В расписании для детей появляются новые пункты, оно расширяется, усложняется по мере их роста и взросления. В 5 лет у многих появляются кружки, и мы смотрим, когда, в какой день мы их можем вписать в распорядок. Затем школа с определенным расписанием на 5 или 6 дней, спортивные и творческие секции.

Получается, что наша задача как родителей — установить режим для своего ребёнка и вовремя перестроить его согласно возрасту.

С какого возраста необходимо сформировать режим

В этом возрасте и как только ребенок перешёл на 1 дневной сон, мы начинаем подстраивать режим под расписание детского сада. Даже если Ваш ребенок только в 3 года пойдет в детский сад, его нервной системе будет намного проще адаптироваться, и Вам не придется ничего исправлять.

Режим состоит из биоритмов — питания и сна.

Примерное расписание детского сада, а значит и режима дня самого ребёнка, выглядят следующим образом:

  • 6:30−7:00 — подъем.
  • 8:10−8:40 — подготовка к завтраку, завтрак.
  • 8:40−12:00 — игры, занятия, прогулка.
  • 12:00−12:30 — подготовка к обеду, обед.
  • 12:30−15:00 — подготовка ко сну, дневной сон.

Ясли могут ложиться на дневной сон уже в 12:00, а средние и старшие группы — в 13:00—13:30. Подъём после дневного сна не позднее 16 часов.

  • 15:10−15:20 — подготовка к полднику, полдник.
  • 15:20−17:40 — игры, занятия, прогулка.
  • 17:40−18:00 — ужин.
  • 18:00−20:00 — спокойная деятельность, замедление.
  • 20:00−21:00 — подготовка ко сну (ритуальный час), сон.

Режим может незначительно меняться в зависимости от сезона и возраста ребенка. Неизменным должны быть базовые вещи, и в первую очередь важно выстроить отход ко сну и приемы пищи — в одно и то же время.

Пока ребенок не ходит в детский сад мама придерживается такого распорядка сама, после — прогулки, игры, занятия, дневной сон и большая часть времени будут проходить в саду.

Режим от 1 года до школы

Режим — основа всего. Он обеспечивает бережное отношение к нервной системе и даёт опорные точки, в которых осуществляется гармоничное напряжение и расслабление в течение дня, а значит, и развитие.
Примерно в 5 лет у ребёнка появляются дополнительные кружки и секции вне детского сада. Здесь важно обратить внимание на:

  1. Нагрузку ребёнка в саду — чем в этот день недели занят ребёнок, какие занятия проходят, есть ли физкультура, музыкальное занятие. Наша задача — развить навык, а не нагрузить нервную систему развивашками в неограниченном количестве.
  2. Нагрузку на самих кружках и количество занятий.

В выходные устраивайте дошкольникам выходные. Им также как и взрослым нужен отдых от детского сада, занятий, упражнений.
Ваш ребёнок планирует пойти в школу или уже ходит — суть составления распорядка не меняется. Есть база и опорные точки, вместо посещения детского сада появляется школа.

Основные моменты в расписании для школьников и их соблюдение:

  • Время подъёма — зависит от начала учебного дня и времени, необходимого на завтрак, сборы, дорогу и для того, чтобы проснуться. Например, уроки начинаются в 08:00, школа находится в 10 минутах от дома. Ребёнку, чтобы сделать все утренние процедуры, позавтракать, одеться нужен час. Значит, подъем будет в 06:50.

Очень важно в этот утренний «час» закладывать не только гигиенические процедуры, но и завтрак. Школьники должны питаться правильно и обильно, иначе на первых уроках они будут думать не об учёбе, а о еде.

  • Время отхода ко сну — для младших школьников не позднее 21:00, для подростков не позднее 22:00.

  • График питания: завтрак, второй завтрак в школе, обед, ужин. Следите за тем, чтобы питание не было построено вокруг перекусов.

  • В расписании обязательно детально пропишите уроки в каждый день недели. Например, понедельник — математика, математика, русский, физкультура, ИЗО. Вторник — история, биология, музыка и т. д. И Вы, и Ваш ребёнок будете видеть не просто «набор предметов», а конкретную учебную нагрузку, а также время, до которого он будет занят в школе.

  • В зависимости от учебной нагрузки лучше планировать дополнительные секции и кружки. Если в школе тяжёлый день — химия, физика, математика, то вечером отлично ставить кружок по творчеству или спорту, но не в музыкальной школе, где, например, будет сольфеджио. Нервная система и мозг не выдержат такого напряжения, и либо занятия в кружках будут неэффективны, либо успеваемость в школе упадёт.

  • За час до сна никаких гаджетов, уроков и того, что возбуждает нервную систему.

  • Обязательно должны быть прогулки на свежем воздухе. При этом это может быть как совместная прогулка с Вами перед сном, прогулка с друзьями, так и дорога до кружка, где ребёнок полчаса-час идёт пешком на занятие.

  • Время для выполнения домашнего задания должно быть также четко определено. Например, час-полтора каждый день после школы и обеда он занимается уроками.

  • Не забывайте, что воскресенье — выходной. Ребенок не ездит по магазинам, не доделывает уроки, не ходит на секции. Он проводит время так, как хочет сам.

  • В ежедневном расписании оставляйте свободное время от уроков, занятий и иных дел. Это время, когда школьник может заняться своим хобби, поиграть в настольные игры, встретиться с друзьями, посмотреть познавательные передачи и просто поваляться на кровати.

  • Глобально в расписании включите события, которые будут питать ребёнка. Тот отдых, который станет его, а может быть и Вашим общим ресурсным временем: раз в две недели поход в театр или кино, посещение квеста, совместное приготовление его любимого блюда. Пусть это будет не часто, но также будет запланировано и учтено, как учеба, работа, кружки и обязанности.

  • Постарайтесь следовать режиму в выходные дни, праздники и каникулы, избегая поздних укладываний.

Организация режима для школьников. Подростки и как наладить их расписание

Основная проблема в школьном возрасте, на которую жалуются родители — это уроки до 12 часов ночи. Если у Вас с ребенком есть расписание, то уроков до 12 ночи не будет. Из-за уроков расписание не сдвигается.
Разберем на примере:

  1. Вы выделили на уроки час — с 15:00 до 16:00.
  2. После у Вас запланирована прогулка или дополнительная секция. Если уроки в этот час не сделаны — делаются дела дальше по списку. Мы не отменяем прогулку, не переносим кружок.
  3. Далее ужин, вечерний досуг, отдых и отбой — это тоже важные части его и Вашей совместной жизни.

Через плохие оценки, забытые тетради и сменку мы учим ребенка понимать, что важно расставлять приоритеты. Мы учим его оптимизировать и планировать, самостоятельно сделать или поменять. Если ребенок не уложился в отведенное время, то получил последствия.

Сдвигать все дела или ставить уроки на время после отбоя — это не выход. В долгосрочной перспективе Вы получите нервную маму и уставшего от недосыпа, рассеянного ребенка.
Навык планирования для детей начинается с понимания времени и заканчивается ответственностью за свою жизнь. Вопросы, которые стоят перед родителем:

  • Как научить ощущать время?
  • Как свободная игра связана с понимаем времени?
  • Чувство времени: режим и ритмы.
  • Навык планирования покупок.
  • Планирование времени на выполнение домашнего задания.

Чувство времени у ребенка появляется, когда есть режим, а ключевое в нём — сон и еда. На первом этапе, хорошо работает детский сад, где дети делают одно и то же каждый день, в определенное время. Дома, как правило, более гибкий график.

За обретением режима следует появление внутренних ритмов. Они хорошо тренируются беговыми лыжами, ездой на велосипеде. Для малышей, школьников и подростков отлично подходит игра на барабанах. Всё это про ритмичные движения.

Возраст 12−14 лет — уязвимая точка для планирования. Дети не думают о будущем. Многие бросают то, чем занимались долгое время. Барабаны помогут компенсировать слабые точки этого возраста и связать 2 полушария.

Лучшим помощником, чтобы наладить или восстановить режим, и в целом Вашим эффективным планировщиком времени станет простое бумажное расписание.

От руки Вы сможете внести все необходимые и прописанные выше моменты как для малышей, так и для школьников. Это расписание необходимо повесить на видное место, например, на холодильник или перед рабочим столом, чтобы оно было ежедневно перед глазами — Вашими и ребёнка. Практика составления расписания полезна и для семьи в целом.

Для Вашего удобства Вы можете скачать и после распечатать специально подготовленные планеры на неделю, месяц, год от моего проекта #УзнайКакЛучшеДляРебенка.

Благодаря планерам Вы можете фиксировать текущие задачи и приятные моменты Вашей жизни: встречи с друзьями, досуг с детьми, посещение новых выставок и мероприятий, свидания с партнёром.

Такой календарь может стать не очередным рутинным планировщиком, а будущими планами Ваших эмоциональных событий и приятными воспоминаниями и итогами в конце года.

Как научить ребенка соблюдать режим дня

Помните, чёткий режим — залог счастливой и гармоничной жизни всей семьи. И настроить его можно в любом возрасте. Никогда не поздно.
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской