Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Как гаджеты
влияют на детей

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Содержание
«Ребёнок постоянно в телефоне!», — та реальность, с которой сталкиваются современные родители. За этим часто следуют различные манипуляции, запреты, строгие выговоры со стороны взрослых. Отношения портятся, но сама ситуация с использованием гаджетов лучше не становится.

Что делать? Как отучить ребенка от гаджетов? Эта статья — не просто рекомендации психолога, но и опыт мамы двух подростков о том, как объяснить детям простые правила по использованию различных гаджетов и избежать цифровой зависимости.

Вред и польза гаджетов

Любой гаджет, который появляется в нашей жизни, несёт в себе двойное действие.

С одной стороны, он упрощает какие-либо процессы и экономит наше время. Но с другой стороны, если мы не дисциплинированы и не применяем освободившееся время с пользой, такая ситуация может сказаться негативно.

Например, посудомойка может сэкономить около 7 часов в неделю. Но у большинства людей, которые ей пользуются, нет времени ни на спорт, ни на книги.

Аналогично обстоит дело с компьютерами и смартфонами. Они не только могут облегчить процесс работы или обучения, но и способны вызвать зависимость и втянуть в порочный круг игромании или соцсетей.

К сожалению, такие зависимости есть и у детей, и у взрослых. Когда, например, в кафе вместо того, чтобы общаться с друзьями, человек постоянно проверяет телефон, не пришли ли новые сообщения. Другие перед сном вместо чтения книги скроллят ленту социальных сетей.

Сегодня гаджеты для многих — неотъемлемая часть жизни, которая при этом мешает главному — качеству той самой жизни.

Влияние гаджетов на детей дошкольного возраста

Проведено большое количество исследований, которые показали негативное влияние смартфонов, различных цифровых устройств на здоровье детей. Это и проблемы с запоминанием и памятью в целом, плохая концентрация внимания, неусидчивость, слабо развитые коммуникативные навыки и эмоциональная сфера.

У детей дошкольного возраста при частом и длительном использовании гаджетов страдает речь. Вместо того, чтобы общаться со взрослыми или сверстниками, ребёнок смотрит в экран телефона. Он не считывает движение губ, не понимает, как произносятся слова, не повторяет за взрослым.
На рынке сейчас распространены различные музыкальные и говорящие гаджеты, которые «учат» говорить. На самом деле они лишь тормозят речевое развитие. Чтобы начать говорить, расширять словарный запас нужна живая речь и взаимодействие с собеседником.
Мозг детей нуждается в развитии. И никакой гаджет не сможет его дать в полной мере. Вы помните, что с рождения развиваются не только двигательные навыки, но и высшие психические функции, такие как память, внимание, мышление, речь. Важно, чтобы в этот период активного развития таких гаджетов было как можно меньше.

Ко всему прочему в телевизорах, компьютерах и смартфонах, в различных мультфильмах и играх, картинки сменяются очень быстро. Мозг ребёнка не успевает обработать данную информацию, не успевает сфокусироваться. Очень часто психика перегружается, и как следствие, нарушаются поведение, питание, сон.
Зависимость формируется в том случае, когда легко и быстро. Полностью запретить и исключить гаджеты в современном мире мы не можем. Мы их используем для быстрой связи, поиска информации в интернете, при составлении маршрута в незнакомом месте.

Наша задача как взрослых — научить ребёнка грамотно ими обращаться.

Основные правила, которые помогут избежать Вам зависимости от гаджетов:

  1. Компьютер, планшет, смартфон с целью развлечения всегда даётся в свободное время. Безусловно, в школьный период можно использовать гаджеты для поиска информации, выполнения домашней или проектной работ. Мы не контролируем время, ребёнок сам учится это делать.
  2. В возрасте 5 лет даём обязательно поиграть в игры. До 7 лет, до школы ребёнок должен отыграться, чтобы уже в процессе обучения игры не отвлекали от главного — от учёбы.
  3. Играть лучше давать на компьютере или планшете. У смартфонов маленькие экраны, и это снижает зрение.
  4. Соблюдать режим. С самого рождения мы заботимся о режиме: чем наполнен день ребёнка, как он проводит свободное время, что он ест, во сколько ложится спать. Чем старше становится ребёнок, тем меньше у него остаётся времени на компьютерные игры. Чем меньше времени на них, тем меньше вероятность возникновения зависимостей.
  5. Минимальный возраст, в котором можно дать гаджет, — 1,5 года. И то в случае острой потребности, например, длительный перелет.
  6. Гаджеты вне спальни для детей и взрослых. Возьмите за правило оставлять все телефоны за пределами спальни, а просыпаться по обычному будильнику или фитнес-браслету. Такое правило меняет и качество сна, и общения внутри семьи.

Убрать гаджеты за час до сна — это базовое правило для здоровья нервной системы.

Не запрещаем, а обучаем пользоваться

Часто родители задают вопрос: «Сколько ребенку можно пользоваться гаджетом?». У детей с нормальным расписанием времени на игры нет.

Если Вас беспокоит то время, которое ребенок проводит в гаджетах, Вам нужно наполнить его расписание другими интересными вещами:

  • школа или детский сад;
  • обед и домашнее задание;
  • секции и кружки;
  • прогулки и встречи с друзьями;
  • вечера настольных игр с родителями;
  • чтение, ритуальный час;
  • отход ко сну.

Лето и каникулы данных правил не отменяют. Освободившееся время от школьных занятий и посещения кружков мы распределяем на другие увлечения и занятия.

Сколько пользоваться гаджетами без вреда для здоровья

Что отрицательно влияет на речь

У современных детей бывает слишком много факторов дома, которые негативно влияют на естественное развитие речи:

  • Родители мало говорят.
  • Мало контактируют на уровне «глаза в глаза».
  • С раннего возраста включают мультики. Особенно это плохо утром — еще не проснулся, уже растратил запас энергии, который должен был уйти на познавательную активность.
  • Количество игрушек, которые искусственными стимулами забирают внимание надолго и полностью на себя. Это игрушки с агрессивным световым сопровождением и музыкой. Отдельно выделю игрушки, которые «разговаривают», они особенно вредны до 3 лет, потому что малышу важно отслеживать артикуляцию, видеть, как двигаются губы в процессе речи.

В норме ребёнок до 3 лет постоянно отслеживает маму и тянет ее внимание. Даже если мама занята, малыш всегда обращается к ней и получает порцию словесного внимания и мимики.

Как выбирать игры

Даже компьютерные игры можно расценивать с позиции «Какую пользу принесёт». Вот список основных требований:

Чтобы получить результат, нужно приложить какие-то усилия.
Например, в «Марио», чтобы получить монетку, не обязательно напрягаться. А посадить три самолета на посадочные полосы, чтобы они не столкнулись, надо включить и внимание и логику. Выбираем игры второго типа.

Должны быть уровни сложности, миссии или этапы.
Никогда не помогайте ребенку пройти уровень, если только эта игра не коллективная. Это касается и развивающих игр. В них тот же принцип, что и в настольных играх — от простого к сложному. Ребёнок сам выходит на новый уровень.

Игра всегда конечна.
Различные шарики, кубики, Майнкрафт — это игры, у которых нет конца и финальной точки. Игра без конца — путь к зависимости. Аналогичное правило должно касаться и взрослых. Если Вы устанавливаете себе игру на телефон, то обращайте внимание на данные критерии.

Если есть необходимость игр в раннем возрасте, то можно присмотреться к «Терем-теремок», «Репка» и похожим. В сумме 20 минут, отсчитываем 7 дней, заканчиваем эту игру и запускаем новую.

Для детей 5+ лет подходят следующие игры:
  • Переезд
  • Тетрис
  • Закольцевать трубопровод
  • Пятнашки
  • Шашки
  • Шахматы

Отсутствие звукового сопровождения игры.
Если есть возможность, выключайте звук. Музыка в играх дополнительно зомбирует детей, особенно если не несёт смысловой нагрузки. Я часто вижу играющих малышей в общественном транспорте с включенным звуком — это плохая тенденция.

Главное правило — выбирать интеллектуальные игры.
Во что приучите играть детей до школы, в то они и привыкнут играть. Если ребенок не отыграет в правильные компьютерные игры до школы, то вместо учебы начнет ждать перемен, чтобы наиграться, пока его не видят родители.

А если Вы приучите к правильным играм, то другие его не увлекут. Да, он попробует в них поиграть, но его хватит на 10−15 минут бездумного тыканья в экран.

Многие родители, кто с ранних лет следовал моим рекомендациям знают, что Валентина Паевская плохого не посоветует. То, что мы вкладываем с детства, даёт свои плоды в подростковом возрасте.
Безусловно, гаджеты в наши дни есть и будут с нами и дальше. Нам не надо бояться компьютеров, а важно на начальных этапах контролировать те игры, в которые наши дети играют. Приучать их к качественному контенту, который они потребляют в компьютерных играх и интернет-пространстве.

И помните, у детей с нормальным расписанием большого времени на игры и социальные сети нет.
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской