Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Как научить ребенка играть самостоятельно

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
В рекомендациях ниже рассказываю, как приучать детей играть самостоятельно, чтобы у них сформировались важные навыки на будущее. А у Вас появилось лишних 5−10 минут на глоток чая или кофе.
Ребенок не играет самостоятельно, а устраивает только бардак в комнате и фейерверк из игрушек. Вы покупаете ему 35-ю машинку, 15-ю куклу… А интереса все равно хватает лишь на пару минут. «Да что это такое? Что же ему ничего не нравится!?» — думаете Вы.

Нет, дело здесь отнюдь не в том, что игрушки какие-то не такие или с ребенком что-то не так. Вы удивитесь сейчас, когда поймете, в чем кроется причина.

Если ребенку еще нет 3 лет, он просто НЕ ЗНАЕТ, как с игрушками можно играть. Покрутил в руках машинку немного. А дальше-то что с ней делать? Не будет же он катать ее вперед-назад 20 минут! Скорее, такое поведение может насторожить.
Если Вы хотите, чтобы ребенок играл самостоятельно, покажите ему, как играть, что можно придумать с теми или иными предметами.
У детей младшего детского возраста наглядно-действенное мышление, нет концентрации внимания и еще не развита фантазия. Она включается к 5 годам. Поэтому, пока ребенку 8 месяцев, 1,5 года, 2,5, необходима Ваша помощь на первых порах.

Покажите, что для трактора можно построить гараж, что он может ехать в пункт назначения, чтобы собирать урожай. Предложите построить для него колею из обрезков бумаги вокруг дивана. Расскажите, как купать и укладывать куклу, мастерить самостоятельно для нее одежду.

Чтобы ребенок какое-то время смог сам себя занять, пока Вы готовите, развешиваете белье, пишете статью, ему важно сперва дать подсказки: как игру с любой игрушкой можно продолжить, какие бывают сценарии развития событий.

Очень хорошо понимаю, что многим взрослым тяжело «включить» своего внутреннего ребенка и поиграть как в детстве. И возможно, Вы из тех мам, кому гораздо легче заняться теми же «развивашками» или собрать пазл. Там ведь понятен конечный результат, не надо ничего выдумывать. Эта интеллектуальная деятельность — прекрасна!

Но свободная игра тоже необходима. Она вносит важный вклад в развитие ребенка! И обучает ей именно родитель. Как и многим другим навыкам.

Мне в свое время, например, трудно давались занятия творчеством с сыновьями. Не мой конек эта сфера. Также как и готовка. Но я понимала необходимость обоих процессов для будущего. Поэтому рисовала и брала занятия с художником. Вовлекала и Сашу, и Ваню в приготовление еды.

Поначалу приходилось много и долго убирать за ними. Нравилось ли мне это? Конечно, нет. Но вскоре они стали все делать сами, кухня после них оставалось в идеальном порядке. И сейчас, когда одному 16, а другому 18, и они уже живут отдельно, оба великолепно готовят. А творчество на профессиональном уровне занимает важное место в их жизни.
  • Игровая деятельность — ведущая у ребенка до начала школьного возраста. Она дает гораздо больше для развития, освоения жизненных навыков в этот период, чем занятие с буквами за столом.

  • В садике, особенно в государственном, у детей есть время на свободную игру. В этот момент они объединяются в небольшие группки по интересам. Кто-то строит гараж, кто-то играет «в больницу», «в салон красоты» или «в магазин».

И вот тут начинается самое интересное: каждый ребенок вносит свой вклад в общий сценарий игры. Вспоминает, как его учила мама, что он уже знает об это месте или предмете. Они обмениваются знаниями. Разворачивается полноценная игра, проигрываются разные роли, в которых дети учатся себя вести, учатся диалогам.

  • Когда ребенок пребывает во время игры в своей определенной роли, тренируется еще один важный навык — планирование. Запускается стратегическое мышление: какой следующий шаг мне сейчас сделать.

  • От свободной игры ребенок получает удовольствие, расслабляется, ему интересно. Интерес в дальнейшем может перерасти в серьезное хобби, пригодиться в учебной и рабочей деятельности.

  • Когда у ребенка есть свои увлечения, которые сформировались благодаря свободной игре, это значит, что он будет получать удовольствие не только от телевизора или телефона. Но и в процессе другой деятельности.

Например, после уроков отдохнуть и поплести фенечки, сконструировать робота, собрать бумажный город. Самостоятельная игра дает профилактику зависимости от гаджетов.

Почему важна самостоятельная игра

1. Предлагать смену деятельности, когда видите, что теряется интерес.
Пока ребенок сам катает грузовик по полу, поднимает и опускает кузов, не стоит ему мешать. Вы рядом и включитесь в процесс только тогда, когда замечаете, что ему это занятие уже надоело. В этот момент предложите новое развитие игры.

Например, придумайте для грузовика задание. Пусть он отвезет стройматериалы из точки «А», в точку «Б». Поиграли так какое-то время. Видите, что и это уже наскучило — вводите следующий сюжет. Стройте ангар для грузовых машин. И так далее.

2. Первая половина дня — для обучения, вторая — для закрепления.
После дневного сна важно дать ребенку именно те игрушки, с которыми он вместе с Вами играл утром. Только Вы уже не сидите рядом, а наблюдаете со стороны, как ребенок с ними взаимодействует, какие паттерны игры усвоил.

В момент, когда видите, что теряется интерес, подкидывайте идею, что можно сделать дальше: «Давай теперь у машинки появится свой гараж», «Припаркуй ее на свое место», «Отвези кубики на стройку». Во второй половине дня Вы только направляете ребенка словесно. Через неделю-две такого подхода заметите, как будет увеличиваться время самостоятельной игры.

3. Обратите внимание на визуальный шум и хаос в игрушках.
Здесь хочу проговорить два момента: или ничего не видно, потому что все игрушки свалены в одну корзину. Или вокруг столько всего, что глаза разбегаются.

Иметь один общий мешок для всего я не рекомендую, потому что это обесценивает вещи и их неудобно доставать. А когда все везде разложено, пестрит, малышковые игрушки лежат вперемешку с игрушками по возрасту и с новыми, то это не дает ребенку сконцентрироваться на чем-то.

Хорошо, когда игрушки рассортированы: машинки к машинкам, куклы к куклам, конструктор к конструктору. Важно вовремя проводить ревизию и убирать все, что уже не по возрасту, иначе это тормозит развитие.

Также я рекомендую периодически оставлять каких-то 5 игрушек, чтобы научиться с ними играть и постепенно продлевать время игры с каждой. Таким образом срабатывает «эффект песочницы», когда есть ограниченный набор игрушек — лопатка, ведерко, грабли. И есть полтора часа времени, чтобы что-то с этим набором придумывать.

4. Создайте условия для свободной игры.
В раннем детстве ребенок играет преимущественно на полу. Предоставьте ему это пространство. Как женщина хорошо Вас понимаю, что хочется идеального порядка и не спотыкаться о разбросанные кубики. Но если постоянно трястись за чистотой комнаты, ругать и требовать тут же все убрать за собой, то очень скоро Вы отобьете всякое желание играть.

«Мама каждый раз заставляет все потом складывать, а делать это совсем не хочется…» Ребенок быстро это поймет и начнет искать, как себя развлечь иначе, без последствий. И выбор будет в сторону планшета, телефона, телевизора — там ведь убирать ничего не надо.

5. Не приучайте ребенка к легкому удовольствию раньше, чем дадите нечто более ценное.
Под «легким удовольствием» я снова подразумеваю гаджеты. Частая ситуация: нужно приготовить ужин, а ребенок и минуты не сидит на месте. На помощь приходит мультик. Если так действовать постоянно, то занимать себя сам ребенок так и не научится ни в 3 года, ни в 5 лет, ни в подростковом возрасте.

Дети будут и дальше выбирать самый легкий способ занять сводное время — смотреть ролики в интернете или все подряд по телевизору. Очевидно, что Ваши дети будут пользоваться телефоном, планшетом. Но вопрос, что они там будут искать: как усложнить конструкцию самолета из LEGO и нарисовать рисунок в акварельной технике, или блогеров и их разоблачение?

Я рекомендую отказаться от телевизора и мультиков до 3 лет. Или значительно минимизировать их просмотр. И лучше предложить детям разнообразие игр, научить их играть в настолки, делать что-то руками.

Как я уже писала выше, многие детские занятия перерастают в серьезные увлечения. А благодаря хобби мы чувствуем вкус жизни, нам всегда есть чем заняться, интересно с сами собой!

Как приучать ребенка до 3 лет играть самостоятельно

Пример с самостоятельной игрой в очередной раз доказывает: что Вы вложите в детей, чем заинтересуете с раннего детства, то и получите в итоге. Если Вы хотите, чтобы ребенок читал, — покажите ему, как Вы читаете.

Если Вы хотите, чтобы ребенок занимался спортом, — покажите ему, как Вы ходите на тренировки или занимаетесь на площадке перед домом. И если Вы хотите, чтобы ребенок играл, — сперва покажите ему, как играть.

Желаю Вам вспомнить, как увлеченно Вы сами играли в детстве, и научить играть ребенка!
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской