1. Предлагать смену деятельности, когда видите, что теряется интерес.
Пока ребенок сам катает грузовик по полу, поднимает и опускает кузов, не стоит ему мешать. Вы рядом и включитесь в процесс только тогда, когда замечаете, что ему это занятие уже надоело. В этот момент предложите новое развитие игры.
Например, придумайте для грузовика задание. Пусть он отвезет стройматериалы из точки «А», в точку «Б». Поиграли так какое-то время. Видите, что и это уже наскучило — вводите следующий сюжет. Стройте ангар для грузовых машин. И так далее.
2. Первая половина дня — для обучения, вторая — для закрепления.
После дневного сна важно дать ребенку именно те игрушки, с которыми он вместе с Вами играл утром. Только Вы уже не сидите рядом, а наблюдаете со стороны, как ребенок с ними взаимодействует, какие паттерны игры усвоил.
В момент, когда видите, что теряется интерес, подкидывайте идею, что можно сделать дальше: «Давай теперь у машинки появится свой гараж», «Припаркуй ее на свое место», «Отвези кубики на стройку». Во второй половине дня Вы только направляете ребенка словесно. Через неделю-две такого подхода заметите, как будет увеличиваться время самостоятельной игры.
3. Обратите внимание на визуальный шум и хаос в игрушках.
Здесь хочу проговорить два момента: или ничего не видно, потому что все игрушки свалены в одну корзину. Или вокруг столько всего, что глаза разбегаются.
Иметь один общий мешок для всего я не рекомендую, потому что это обесценивает вещи и их неудобно доставать. А когда все везде разложено, пестрит, малышковые игрушки лежат вперемешку с игрушками по возрасту и с новыми, то это не дает ребенку сконцентрироваться на чем-то.
Хорошо, когда игрушки рассортированы: машинки к машинкам, куклы к куклам, конструктор к конструктору. Важно вовремя проводить ревизию и убирать все, что уже не по возрасту, иначе это тормозит развитие.
Также я рекомендую периодически оставлять каких-то 5 игрушек, чтобы научиться с ними играть и постепенно продлевать время игры с каждой. Таким образом срабатывает «эффект песочницы», когда есть ограниченный набор игрушек — лопатка, ведерко, грабли. И есть полтора часа времени, чтобы что-то с этим набором придумывать.
4. Создайте условия для свободной игры.
В раннем детстве ребенок играет преимущественно на полу. Предоставьте ему это пространство. Как женщина хорошо Вас понимаю, что хочется идеального порядка и не спотыкаться о разбросанные кубики. Но если постоянно трястись за чистотой комнаты, ругать и требовать тут же все убрать за собой, то очень скоро Вы отобьете всякое желание играть.
«Мама каждый раз заставляет все потом складывать, а делать это совсем не хочется…» Ребенок быстро это поймет и начнет искать, как себя развлечь иначе, без последствий. И выбор будет в сторону планшета, телефона, телевизора — там ведь убирать ничего не надо.
5. Не приучайте ребенка к легкому удовольствию раньше, чем дадите нечто более ценное.
Под «легким удовольствием» я снова подразумеваю гаджеты. Частая ситуация: нужно приготовить ужин, а ребенок и минуты не сидит на месте. На помощь приходит мультик. Если так действовать постоянно, то занимать себя сам ребенок так и не научится ни в 3 года, ни в 5 лет, ни в подростковом возрасте.
Дети будут и дальше выбирать самый легкий способ занять сводное время — смотреть ролики в интернете или все подряд по телевизору. Очевидно, что Ваши дети будут пользоваться телефоном, планшетом. Но вопрос, что они там будут искать: как усложнить конструкцию самолета из LEGO и нарисовать рисунок в акварельной технике, или блогеров и их разоблачение?
Я рекомендую отказаться от телевизора и мультиков до 3 лет. Или значительно минимизировать их просмотр. И лучше предложить детям разнообразие игр, научить их играть в настолки, делать что-то руками.
Как я уже писала выше, многие детские занятия перерастают в серьезные увлечения. А благодаря хобби мы чувствуем вкус жизни, нам всегда есть чем заняться, интересно с сами собой!