Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Домашние животные
для детей

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Большинство родителей сталкиваются с вопросом приобретения домашнего животного по просьбе ребенка. Хорошо, когда родители сами планировали завести питомца.

Но если собаку, кошку или хомяка хочет только ребенок, это может стать настоящей проблемой. Да такой, что даже Карлсон, живущий на крыше, ситуацию не спасет.

Нужны ли животные ребенку и когда их заводить?

Если родители отваживаются на этот шаг и заводят домашнее животное «для ребенка», они должны помнить: питомец в любом случае будет в их зоне ответственности.

А дальше они должны научить ребенка эту ответственность понимать, принимать и разделять. О том, как это сделать, мы и поговорим сегодня.
Когда же лучше заводить животное для ребенка и как сделать так, чтобы оно не стало очередной «игрушкой на неделю»?

Самый оптимальный возраст для появления питомца — 5−6 лет. Именно в этом дошкольном возрасте ребенок уже владеет достаточными навыками самообслуживания; пониманием, что такое хорошо и что такое плохо; начинает относительно понимать, что такое смерть; становится более ответственным.

Как правило, именно в этом возрасте дети просят братика или сестричку, потому что возникает потребность в заботе и опеке над кем-нибудь.
Прежде чем настраивать ребенка на мечты о животном, я настоятельно рекомендую сдать всем членам семьи анализ на аллергию. Надо убедиться, что аллергическая непереносимость не повлияет в итоге на судьбу животного и на ожидания ребенка.
В своей практике я часто встречаю, как большая радость сменяется большими слезами, когда животное в итоге приходится отдавать. Это касается в том числе и шиншиллы (которая считается не аллергенной, что не соответствует реальности), и даже рыбок, потому что если ребенок аллергик, то он не сможет сам за ними ухаживать, и тогда живую радость Вы приобретаете не для ребенка, а для себя.

Как только Вы получили подтверждение, что все ок, то начинайте готовить ребенка. Прежде всего я рекомендую Вам заранее четко определиться, на какое животное Вы согласны, а на какое категорически нет. После этого можно обсуждать с ребенком возможное появление друга и вопросы ухода, которые с этим животным связаны.

Следом, в течение месяца, старайтесь читать энциклопедии про это животное, смотреть видео об уходе, о сложностях и болезнях. Посетите пару выставок или сходите в зоомагазины. Желательно, чтобы таких вылазок было минимум 4−5. Так и вы, и ребенок убедитесь, интерес не пропал, а обязанности не пугают. Если есть возможность — возьмите у кого-нибудь на недельку подобное животное (вдруг кому-то нужно пристроить его на время отпуска).

За неделю до появления животного в доме нарисуйте с ребенком ежедневный план ухода за питомцем. Каждый день повторяйте его, задавая наводящие вопросы. «А вот был бы сейчас у нас …, что с ним надо было бы сделать в обед?» и т. п.

Когда домашнее животное появилось

  • Первую неделю на каждую манипуляцию с ним Вы зовете ребенка, и не важно, моете Вы его миску, меняете опилки или наливаете воду. Ребенок постоянно присутствует при этом.
  • На второй неделе Вы отводите ребенку какую-либо самостоятельную роль и смотрите за ее исполнением. Например, он моет миску из-под воды и следит, чтобы вода была свежей. Такая ритуализация должна происходить в одно и тоже время. В противном случае ребенок просто будет забывать это делать, т.к. его произвольного внимания еще не хватает, чтобы в этом возрасте избирательно вспоминать и делать действия, которые не носят постоянного характера и ритуалов.
  • На третьей неделе, если ребенок научился все делать правильно, то оставляете это действие за ребенком. Если же в положенное время ребенок не вспоминает о том, что ему необходимо помыть миску, то задаете наводящий вопрос. Если в течение недели ребенок не закрепляет навык к одному действию по отношению к животному, то ставите ему будильник-напоминалку. После того, как ребенок без напоминания начинает делать одно уходовое действие, Вы вводите второе. Когда произошло закрепление второго, вводите третье и т. д.

Если Вы отдали какую-то часть ухода за животным ребенку, то никогда не делайте ее за ребенка. Вы можете напомнить, проконтролировать словами, но не действием, иначе ответственность за животное сформирована не будет и оно станет Вашим питомцем.
Отдельно хочу выделить рекомендацию заводить животное до 5−6 лет детям с задержкой развития, аутическим спектром, повышенной тревожностью. Ребенку уже с 3 лет отводятся минимальные действия по уходу за животным — под Вашим постоянным контролем и опять-таки только словами.

И с постепенным эмоционально-волевым взрослением ребенка можно отдавать ему больше обязанностей, которые он в состоянии будет выполнять сам.
Такой подход важен и для детей, и для родителей. Вы личным примером показываете, что такое правильный уход за питомцем.

У ребенка будет постепенно формироваться чувство ответственности и заботы за животное. А результатом станет перенос этих качеств на близких людей, друзей и эмоциональное взросление личности Вашего ребенка.
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской