Прежде чем настраивать ребенка на мечты о животном – я настоятельно рекомендую сдать всем членам семьи анализ на аллергию. Прежде чем настраивать ребенка на такую радость, как питомец – надо убедиться, что аллергическая непереносимость не повлияет в итоге на судьбу животного и на ожидания ребенка. В своей практике я часто встречаю, как большая радость сменяется большими слезами, когда животное в итоге приходится отдавать. Это касается в том числе и шиншиллы (которая считается не аллергенной, что не соответствует порой реальности), и даже рыбок, потому что если ребенок аллергик, то он не сможет сам за ними ухаживать, и тогда живую радость Вы приобретаете не для ребенка, а для себя.

Как только Вы получили подтверждение, что все ок, то начинаете готовить ребенка. Прежде всего я рекомендую Вам заранее четко определиться, на какое животное Вы согласны, а на какое категорически нет. После этого Вы начинаете обсуждать с ребенком возможное появление друга и вопросы ухода, которые с этим животным связаны. Следом в течение месяца старайтесь читать энциклопедии про это животное, смотреть видео об уходе, о сложностях и болезнях. Посетите пару выставок этих животных или сходите в зоомагазины на них посмотреть и желательно чтобы таких вылазок было минимум 4-5, чтобы убедиться в том, что ребенок не потерял уже интереса и не страшиться обязанностей. Если есть возможность – возьмите у кого-нибудь на недельку подобное животное (вдруг кому-то нужно пристроить его на время отпуска). За неделю до появления животного в доме – нарисуйте с ребенком ежедневный план ухода за питомцем. Каждый день повторяйте его, задавая наводящие вопросы. «А вот был бы сейчас у нас …, что с ним надо было бы сделать в обед?» и т.п.

Когда появился питомец. Первую неделю на каждую манипуляцию с ним Вы зовете ребенка, и не важно – моете Вы его миску или меняете опилки или наливаете воды. Ребенок постоянно присутствует при этом.

На второй неделе Вы отводите ребенку какую-либо роль и смотрите за ее исполнением, например, мыть миску из под воды и следить, чтобы вода была свежей. Такая ритуализация должна происходить в одно и тоже время, иначе ребенок просто будет забывать это делать, т.к. его произвольного внимания еще не хватает, чтобы в этом возрасте избирательно вспоминать и делать действия, которые не носят постоянного характера и ритуалов. На третьей неделе, если ребенок научился все делать правильно, то оставляете это действие за ребенком. Если в положенное время ребенок не вспоминает о том, что ему необходимо помыть миску, то задаете наводящий вопрос. Если в течение недели ребенок не закрепляет навык к одному действию по отношению к животному, то ставите ему будильник – напоминалку. После того, как ребенок без напоминания начинает делать одно уходовое действие, Вы вводите второе. Когда произошло закрепление второго, вводите третье и т.д. Если Вы отдали какую-то часть ухода за животным ребенку, то никогда не делайте ее за ребенка, Вы можете напомнить, проконтролировать словами, но не действием, иначе ответственность за животное сформирована не будет и оно станет Вашим питомцем. Кому я рекомендую заводить животное до 5-6 лет – детям с задержкой развития, аутическим спектром, повышенной тревожностью. Тогда ребенку с 3 лет отводятся минимальные действия по уходу за животным, но которые происходят под Вашим постоянным контролем и опять-таки только словами. И с постепенным эмоционально-волевым взрослением ребенка, отдавать ему больше обязанностей, которые он в состоянии будет выполнять сам.

Таким образом постепенно у ребенка будут формироваться чувства ответственности и заботы за животное, а Вы будете наблюдать перенос этих качеств на близких людей, друзей и эмоциональное взросление личности Вашего ребенка.