Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Детская агрессия

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Как реагировать, если малыш кусается и щипается, как не превратить своего ребенка в жертву агрессора, как избежать травли и буллинга среди школьников. Что делать с агрессивными детьми в саду или школе, когда уже нужно отвечать радикальными мерами.

Хочу начать с того, что злость — это такое же базовое и важное чувство, как радость, удовольствие, любовь. Злость отвечает за наши личные границы и за то, как мы позволяем или не позволяем с собой обращаться.

То есть сейчас подчеркиваю, что она должна присутствовать и в Вас, и в Ваших детях, чтобы в определенных ситуациях отстаивать свои интересы. Это здоровое ее проявление. Поэтому формулировки из серии: «нельзя злиться», «фу, как некрасиво», «прекрати злиться» — некорректны. Чувство злости можно испытывать.

Другое дело, когда злость переходит в агрессию, неконтролируемую агрессию и может навредить окружающим. С этим уже надо бороться. Если посмотрите на причины, они уже дадут Вам много ответов.
1. Общение дома

Все то, что с ребенком происходит дома, он переносит дальше на коллектив садика и школы. Если дома папа или мама позволяют себе психологическое или физическое насилие, обзывания, грубые высказывания, соответственно и для ребенка это становится нормой поведения.

Он может унизить, ударить того, кто младше, слабее. «Да просто попал под горячую руку» или «вот такие меры воспитания у нашего отца» — после этого не стоит удивляться, почему ребенок побил одноклассника.

Если это единственный инструмент решения вопроса в семье, то по-другому он и не знает, как действовать. Ребенок просто берет Вашу модель взаимодействия с людьми.

2. Контент, построенный на насилии, неконтролируемое время в гаджетах

Всегда ли Вы знаете, какие ролики смотрит ребенок, в какие компьютерные игры играет? То, что я наблюдаю, — это часто очень агрессивные, жестокие игры, где, чтобы победить, пройти уровень, нужно стрелять и убивать. Для детской и подростковой психики это губительно. Агрессия порождает только агрессию.

Помимо этого, телефон и компьютер заполняет все свободное время. К чему это ведет? Нервная система испытывает дополнительную нагрузку. Она и так работает на полную мощность, особенно первые годы начальной школы.

И вместо расслабления после занятий получает дополнительный стресс. Отсюда возникает тревожность, импульсивность, неконтролируемые эмоции.

3. Культура супергероев

Если вдуматься, то супергерои во многих фильмах — те же агрессоры. Методы, которыми они завоевывают победу, часто те же самые, что и у «плохих парней».

Добро и зло смешались. Нет четкой границы. И у детей формируются ложные ценности, искаженные ориентиры. Особенно если другие ориентиры в семье не заданы.

4. Воспитание тревожных детей

Повышенная тревожность мамы, гиперопека, отсутствие границ, запугивание, незнание, чего ожидать от родителей: накричит или не накричит в одной и той же ситуации — все это приводит к тому, что у ребенка возникает тревожность.

Такие дети чаще становятся жертвами агрессоров и могут испытывать аутоагрессию. Этот вид агрессии с точки зрения психологии и физиологии даже хуже. Поскольку все негативные эмоции направлены не вовне, а внутрь, на самого себя.

В дальнейшем это чревато серьезными психологическими и неврологическими расстройствами. Также не предугадать, когда скрытая агрессия перерастет в явную. И какие могут быть последствия.

5. Нет правильной работы со стрессом

Сомнительный способ бороться с агрессией — побить подушку или посуду, сходить в специальную «комнату стресса» и крушить там все до состояния бессилия и опустошения.

В моменте Вы или ребенок действительно выплеснете негативные эмоции. А дальше? В критической ситуации не исключено, что аналогичное физическое действие захочется совершить и в отношении человека — ударить, пнуть, толкнуть в стену.

Сюда же могу отнести ситуации, когда малыш ударился об угол и взрослые приговаривают: «Вот этот угол плохой! Сейчас мы его поругаем, побьем!» И производят соответствующие действия. Так же говорят на собак, которые вдруг залаяли во время прогулки, и даже детей на площадке.

6. Возрастные особенности

Если малыш кусается, щипается, может ручкой ударить, когда ему 1−2,5 года — не думайте, что так ребенок проявляет агрессию по отношению к родителям.

Это так называемая «инструментальная агрессия», особенность возраста. С ней нужно работать только в моменте. И главное здесь — не позволить ребенку совершить повторно то же самое действие, которое он сделал секунду назад: укусил и хочет укусить снова.

Ваша задача не дать ему до Вас дотянуться — выставить руку, например. Вы только блокируете нежелательное действие и все, больше с этим ничего нельзя сделать.

В отличие от тех форм агрессии, которые есть у детей постарше, дошкольного и школьного возраста. О том, как с ними справляться, говорю ниже.

Причины детской агрессии

Работа с агрессией может быть целым комплексом мер. Поскольку она — уже симптом, следствие того, что накапливалось постепенно и привело к пиковой точке Вашего ребенка сейчас. Неважно, он жертва агрессии или сам агрессор. И рассматривать необходимо многие сферы жизни, о чем я говорю пять с половиной часов на семинаре «Детская агрессия».

Те рекомендации, которые привожу в статье, — более универсальны. Они дают в целом понимание, что делать, как предупредить и начать что-то менять уже сегодня.

  • Следить за тем, как общаетесь между собой дома
Если дома от родителей ребенок слышит в свой адрес постоянно: «Ты что, дурак что ли!?», «Да ты идиот!» или еще более грубые формулировки — отстоять свои границы перед обидчиком ему будет трудно.

С 5 лет у детей начинается персонализированная, вербальная агрессия. Они все другу друга стараются подколоть, обозвать, прощупать границы. Дайте своему ребенку надежную опору, тыл дома — тогда пройти этот этап ему будет гораздо легче психологически.

  • Ставить границы и не говорить того, чего не произойдет
«Не будешь слушаться — тетя тебя заберет!», «Не сделаешь домашнее задание — на выходных никуда не пойдем!" — сколько раз в сердцах произносятся подобные фразы, правда? Потом эти угрозы, как правило, не сбываются. Но урон свой наносят — формируют недоверие к миру, тревожность, внутренние обиды и злобу.

  • Перекричать поезд
Стресс, негативные эмоции, когда «накипело" — все это лучше всего «отпускать» через крик. Дома или в тихом лесу сделать это достаточно сложно.

Наши социальные нормы поведения мешают расслабиться. Поэтому рекомендую выбирать места, где шумно. Например, подъехать близко к железной дороге или магистрали и там кричать что есть мочи. Работает и для детей, и для взрослых!

  • Говорить о чувствах
Развитая эмпатия — это когда мы понимаем, что чувствует другой человек. Многие дети сегодня не замечают даже, что обидели другого. Толкнули и прошли мимо. А что такого? Когда ребенок знает, как это — испытывать боль, обиду, страх, ему легче найти ключ к самому себе и к коммуникации с окружающими.

Я даже создала отдельный продукт на эту тему «Мир чувств. Дети и взрослые», где мы рассматриваем подробно 9 базовых чувств, учимся их распознавать, ими управлять, считывать у других и проживать без резких всплесков.

  • Заниматься спортом
Командный спорт — такой как футбол, волейбол, баскетбол — прекрасен для проработки агрессии. Переизбыток энергии уходит во время тренировки. А также ребенок учится границам, правилам, дисциплине.

  • Формировать круг друзей
Травить одиночку легче, чем того, у кого есть друзья, которые заступятся в случае чего. Именно родители способствуют тому, чтобы у ребенка появились друзья. Минимум раз в неделю приглашайте домой того, к кому присмотрелись сами и с кем больше всего взаимодействует ребенок. Друзей должно быть минимум четверо.

  • Сплачивать коллектив через внеклассные мероприятия
Внеклассные мероприятия особенно важно устраивать в самые напряженные месяцы учебного года — сентябрь, декабрь, март. Соберитесь классом на квест, в боулинг, веревочный парк.

Дети перестают быть «отличниками с первой парты» и "двоечниками с последней". Они превращаются в команду, объединяются. Градус агрессии за счет таких совместных поездок значительно снижается.

  • Отправить в спортивный или походный лагерь
Особенно тревожных детей необходимо интегрировать в коллективы и отправлять в лагеря. Я сейчас говорю о спортивных и походных лагерных. В таких местах ребенок здорово повышает свою самооценку, учится коммуницировать, решать задачи и добиваться целей.

Как помочь ребенку справиться с агрессией

Все рекомендации выше уместны до тех пор, пока действия определенного ребенка не угрожают здоровью других детей в коллективе.

Если ни педагог, ни родители, ни психолог не справляются. Если дети боятся ходить в сад или школу, потому что не знают, прилетит ли им в голову стул или ткнут ли вдруг карандашом в ногу, то времени ждать нет. Тут необходимы другие меры!

Я, к сожалению, сталкиваюсь с подобными историями, поэтому пишу об этом. И родителям, и учителям нужно привлекать к проблеме завуча, директора и настаивать на медицинской комиссии для агрессивного ребенка.

В некоторых случаях может потребоваться приставить к нему тьютора. И если и это не поможет, то придется поставить вопрос о его дальнейшем обучении в коллективе. Все эти меры оправданы, поскольку речь идет о безопасности. Вы защищаете интересы своего ребенка, его жизнь и здоровье!

Сейчас Вы уже обладаете достаточным количеством информации о детской агрессии — начиная с того, какие причины могут к ней привести и как это предотвратить, заканчивая тем, когда действовать радикально.

Когда превентивные меры уже не работают и надо бить тревогу

Кратно возросла агрессия среди дошкольников и учащихся 4−6-х классов. Призываю Вас очень серьезно отнестись к этой теме. От этого зависит будущее детей, их физическое и психическое здоровье. Знать и не сделать — это все равно, что не знать!

Желаю, чтобы в коллективах над любой агрессией брали верх дружелюбие и здравый смысл!
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской