Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Нужно ли заставлять ребенка есть

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Содержание
Как сделать так, чтобы аппетит и интерес к еде появлялся естественным образом? Какие опасные последствия бывают, если ребенка все время кормить через силу? Как разнообразить рацион малоежек? Ответами на эти животрепещущие вопросы делюсь с Вами.
Обычно я слышу такой вопрос: «Валентина, мой ребенок ничего не ест. Как заставить его есть?» Я хочу перефразировать и подойти к теме с другой формулировкой: как ПЕРЕСТАТЬ ЗАСТАВЛЯТЬ ребенка есть.

Потому что если все делать верно и приучать к правильному пищевому поведению с раннего детства, то проблемы такой и не возникнет. Не придется как-то дополнительно мотивировать — включать мультики, кормить мишек и зайчиков, устраивать каждый раз спектакли с летающими ложками.

Более того, если постоянно кормить ребенка через силу — это чревато последствиями.

Почему я могу говорить на эту тему, хотя я не специалист по питанию, а нейропсихолог? Помимо большого опыта сопровождения детей, когда мы анализируем и корректируем все в комплексе: сон, еда, прогулки, кружки, — я сама сталкивалась с проблемой питания с младшим сыном.

И разбирала этот вопрос от и до со специалистами. Дело в том, что препараты, которые Ваня принимал во время лечения, просто уничтожали аппетит. И надо было с этим что-то делать.
В таких ситуациях, независимо от возраста, надо решить всегда две задачи:

  1. сделать так, чтобы ребенок хотел есть сам;
  2. разнообразить рацион множеством продуктов, чтобы питание было сбалансированным.
  • Во-первых, это малоэффективно. Вы тратите уйму сил и времени на это, а результат все равно неудовлетворительный.

  • Ребенок превращает прием пищи в психологическую игру. Особенно если в семье появляются младшие дети. И старший добирает Ваше внимание вот таким изощренным способом.

  • Дети действительно начинают ненавидеть еду и все, что связано с приемом пищи, потому что это всегда стресс.

  • Каждый раз заставляя есть насильно, Вы отнимаете у ребенка возможность в будущем чувствовать, когда он сыт, а когда голоден. Он не учится ощущать свой организм и его потребности.

  • Отсюда могут случаться переедания. И как следствие — проблемы с лишним весом.

  • Из-за того, что Вы решаете, что и когда есть, у детей не формируются собственные вкусовые предпочтения. Они привыкают полагаться на чей-то выбор.

Почему нельзя заставлять ребенка есть?

Правило 1:
Не торопитесь накормить ребенка первым. Он должен проголодаться. Еще на этапе ввода прикорма старайтесь сделать так, чтобы ребенок сам проявлял интерес к еде. Как этого добиться? Сперва показать, как Вы сами что-то с аппетитом едите.

То есть происходит Ваш обычный прием пищи: Вы сидите за столом, ребенок рядом в стульчике. Вы завтракаете или обедаете, малыш наблюдает. У него складывается паттерн: «Мама что-то ест с удовольствием, и я так хочу». В возрасте от 6 месяцев до 1 года ребенок очень быстро перенимает, копирует Ваши действия, Ваше пищевое поведение.

Правило 2:
Не ложка тянется к ребенку, а он сам тянется к ложке. Это правило отчасти вытекает из предыдущего, но имеет важный нюанс. Идея в том, чтобы стимулировать самостоятельное движение: взять еду, удовлетворить свой голод.

Правило 3:
Не стоит отсаживать ребенка за отдельный стол. Хорошо, когда Вы едите все вместе.

Во-первых, снова работает правило с наблюдением и копированием культуры приема пищи.

Во-вторых, на столе стоит много всего разнообразного, и за счет этого велик соблазн залезть рукой к Вам в тарелку. Стащить, например, соцветие капусты, попробовать его на вкус. Позволяйте это сделать (контролируйте только безопасность). Так Вы дополнительно подогреваете интерес к еде, к познанию мира, новых продуктов.

Правило 4:
Детям, которые неохотно знакомятся с новыми вкусами, дайте узнать продукт заранее — до того, как собираетесь им накормить. Идея в том, чтобы сделать продукты узнаваемым без стресса для ребенка. Чтобы он не думал, что в него опять будут что-то насильно запихивать. Здесь предлагаю такие варианты:

  • Попробуйте яблоко или апельсин представить в виде мячика и использовать в какой-то игре. Хорошо еще после игры почистить, порезать фрукт, чтобы ребенок ощутил запах.

  • Дайте украсить тарелку новым продуктом папе — разложить помидоры или огурцы в виде цветочка. Ребенок будет взаимодействовать с едой так или иначе. И интерес к ней возникнет естественным образом.

Правило 5:
Проводите с детьми много времени за совместной готовкой. Я рекомендую с 1,5 лет организовать для ребенка отдельную коробочку, где будут лежать формочки для выпечки, кондитерский кулек, специальный детский нож на первое время, скалки и прочие принадлежности.

Позволяйте ребенку мять тесто, вырезать печенья, выдавливать пюре на тарелку — как можно больше интегрируйте в процесс. Через руки, запахи ребенок начнет привыкать к различным блюдам.

Правило 6:
Не сдавайтесь быстро, если ребенок отказался 2−3 раза от нового продукта. Предложите 6−10 раз. Давайте понемногу, учитывая рекомендации выше, но обязательно предлагайте. Организм растет, предпочтения меняются. И то, что ребенок не захотел съесть сегодня, вполне возможно, съест уже завтра.

Тема пищевого поведения и формирования здоровых привычек — одна из тех, которые влияют на качество всей дальнейшей жизни ребенка. Поэтому на этом стоит заострять внимание.

Как сделать так, чтобы накормить ребенка было легко. Как лучше знакомить с едой и новыми продуктами

Как знакомить малыша с разными продуктами и готовкой, если он брезгливо отряхивает ручки? Что делать, когда ребенок в возрасте 2−4 лет начинает вдруг отказываться от продуктов: ел-ел любимую кашу, например, а потом в одночасье перестал? Как отучить детей от постоянного фастфуда, вредных снеков и напитков? На эти вопросы отвечаю в вебинаре «Ребенок и еда».

Желаю, чтобы Ваши дети всегда ели с аппетитом, вкусно, разнообразно и сбалансированно!
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской