Правило 1:Не торопитесь накормить ребенка первым. Он должен проголодаться. Еще на этапе ввода прикорма старайтесь сделать так, чтобы ребенок сам проявлял интерес к еде. Как этого добиться? Сперва показать, как Вы сами что-то с аппетитом едите.
То есть происходит Ваш обычный прием пищи: Вы сидите за столом, ребенок рядом в стульчике. Вы завтракаете или обедаете, малыш наблюдает. У него складывается паттерн: «Мама что-то ест с удовольствием, и я так хочу». В возрасте от 6 месяцев до 1 года ребенок очень быстро перенимает, копирует Ваши действия, Ваше пищевое поведение.
Правило 2:Не ложка тянется к ребенку, а он сам тянется к ложке. Это правило отчасти вытекает из предыдущего, но имеет важный нюанс. Идея в том, чтобы стимулировать самостоятельное движение: взять еду, удовлетворить свой голод.
Правило 3:Не стоит отсаживать ребенка за отдельный стол. Хорошо, когда Вы едите все вместе.
Во-первых, снова работает правило с наблюдением и копированием культуры приема пищи.
Во-вторых, на столе стоит много всего разнообразного, и за счет этого велик соблазн залезть рукой к Вам в тарелку. Стащить, например, соцветие капусты, попробовать его на вкус. Позволяйте это сделать (контролируйте только безопасность). Так Вы дополнительно подогреваете интерес к еде, к познанию мира, новых продуктов.
Правило 4:Детям, которые неохотно знакомятся с новыми вкусами, дайте узнать продукт заранее — до того, как собираетесь им накормить. Идея в том, чтобы сделать продукты узнаваемым без стресса для ребенка. Чтобы он не думал, что в него опять будут что-то насильно запихивать. Здесь предлагаю такие варианты:
- Попробуйте яблоко или апельсин представить в виде мячика и использовать в какой-то игре. Хорошо еще после игры почистить, порезать фрукт, чтобы ребенок ощутил запах.
- Дайте украсить тарелку новым продуктом папе — разложить помидоры или огурцы в виде цветочка. Ребенок будет взаимодействовать с едой так или иначе. И интерес к ней возникнет естественным образом.
Правило 5:Проводите с детьми много времени за совместной готовкой. Я рекомендую с 1,5 лет организовать для ребенка отдельную коробочку, где будут лежать формочки для выпечки, кондитерский кулек, специальный детский нож на первое время, скалки и прочие принадлежности.
Позволяйте ребенку мять тесто, вырезать печенья, выдавливать пюре на тарелку — как можно больше интегрируйте в процесс. Через руки, запахи ребенок начнет привыкать к различным блюдам.
Правило 6:Не сдавайтесь быстро, если ребенок отказался 2−3 раза от нового продукта. Предложите 6−10 раз. Давайте понемногу, учитывая рекомендации выше, но обязательно предлагайте. Организм растет, предпочтения меняются. И то, что ребенок не захотел съесть сегодня, вполне возможно, съест уже завтра.
Тема пищевого поведения и формирования здоровых привычек — одна из тех, которые влияют на качество всей дальнейшей жизни ребенка. Поэтому на этом стоит заострять внимание.