Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Влияние мультфильмов на детей

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Содержание
В большинстве современные дети не представляют свою жизнь без мультиков. Как и современные родители. Маме надо сделать дела по дому — включается телевизор. Родители устали после рабочего дня — вновь рука тянется к пульту. Пришли гости, и мы хотим, чтобы ребёнок не мешал нам общаться — да-да, снова телевизор.

Как занять ребёнка быстро? Конечно, включить ему мультфильм. Тем более сейчас выбор очень большой. Есть — развлекательные, есть — обучающие. Разве это плохо?

В этой статье расскажу о том, как в действительности влияют мультики, особенно в дошкольном возрасте, и какая польза мультфильмов для детей существует.
Давайте откровенно, если все смотрят мультики, не значит, что и Вам надо включать мультфильм своему сыну или дочери. Мультфильмы как и прочие гаджеты подчиняются одному принципу: чем позднее — тем лучше.

Чем позднее в жизни ребёнка появится телевизор, тем лучше для его развития. Ниже я расскажу основные правила просмотра мультфильмов для детей до 3 лет и старше 5 лет, но сначала хочу проговорить основные правила.

Когда мультики не включаем?

  1. Детям до 3 лет, когда идёт период активного становления речи.
  2. После 3 лет, если существует задержка речевого развития.
  3. Детям с иными задержками или отклонениями в развитии.
  4. Когда случился большой стресс.
  5. Когда идёт адаптация к чему-то новому: саду, школе, кружкам, месту жительства и т. д.
  6. При гиперактивности — в этом случае можно смотреть мультфильмы не чаще 1 раза в неделю и не более 1 часа.
  7. Если есть навязчивые движения, тики, заикание. Мультфильм можно включить, если у ребёнка ремиссия минимум 1 месяц.

Важно эти правила соблюдать, чтобы не усугубить те отклонения, которые возникли, пусть и не из-за мультфильмов.

С какого возраста можно смотреть мультики детям

Очень часто именно в стрессовых ситуациях родители включают мультики. В ожидании приёма у врача, пока длится путешествие на машине и в самолёте, когда надо сделать ингаляцию, а малыш кричит и вертится. Почему мультфильм в такой истории — не лучшее решение?

Если на каждую стрессовую ситуацию мы включаем мультфильм, то таким образом мы совсем не тренируем нервную систему. Своими руками мы уводим в избегание и учим именно такой стратегии.

Последствия у подобных защитных механизмов — алкогольная, наркотическая и иные зависимости во взрослом возрасте.
«Я не научился справляться со стрессом нормальными способами — я буду избегать их с помощью различных веществ, меняющих сознание».

Ещё одна частая история — включить мультики во время кормления. Малышу нет 1 года, а мама, чтобы накормить его, включает «Грузовичка Леву» на телефоне. Здесь последствия также могут быть неприятными — нарушения пищевого поведения.

Мультфильмы в жизни детей

Важное правило, которое необходимо запомнить — мультик не должен быть волшебной таблеткой.

Не ест? Плачет? Нечем заняться? Устал ждать? Не может уснуть? Не включайте каждый раз мультфильмы. Научите их правильным стратегиям поведения в подобных ситуациях.
Кормление всегда должно быть без манипуляций, чтобы впоследствии ребенок чувствовал голод и ел разнообразную пищу. Если переживает, волнуется, боится, то приобретите воздушный пластилин, тесто для лепки, антистресс-игрушки, слаймы, которые можно мять в минуты стресса.

Для путешествий сейчас очень много различных карманных игр в дорогу на разный возраст, а дома — возьмите за правило играть в настольные игры всей семьёй.

Основные правила для мультиков:

  • Категорическое нет за приёмами пищи.

Пищевые привычки формируются с детства — это то, как мы чувствуем насыщение, вкусы и удовольствие от еды. Не лишайте этого детей. Подростки с 10−12 лет сидят на диетах, потому что не знают, как вернуть себе нормальные отношения с едой.

  • За 2 часа до сна никаких мультиков.

Это касается всех. К сожалению, выключая гаджеты, наш мозг также быстро не отключается и продолжает обрабатывать информацию. В данном случае — лишнюю. Развивающее видео — да, полезная информация, художественная литература и сказки. Всегда фильтруем, что потребляет наш мозг перед сном.

  • Старайтесь включать не больше 30 минут за раз.

Создайте баланс между документальными фильмами и мультиками в соотношении 50/50.
Мультфильмы в жизни детей всегда дозируем.
Самая распространенная проблема у современных детей — это задержки в развитии. При этом 70% из них имеют искусственные задержки развития, созданные руками самих родителей.

Почему дети смотрят мультики? Потому что мы их включаем.

До 3 лет — сенситивный период двух основных направлений:

  1. Происходит запуск речи.
  2. Развивается и начинает хорошо работать моторика.

А значит в этом возрасте основной упор мы, как родители, должны делать на развитие данных навыков. Второго такого периода у ребенка не будет.

До 3 лет нарабатываются межполушарные связи, которые позволяют связать речевые зоны и быстро анализировать информацию из внешнего мира: ты голоден, хочешь в туалет, сейчас упадешь, в тебя летит мяч и другие.

При просмотре мультиков ребёнок обрабатывает пассивную информацию, при этом бездействуя сам. Он ничего не делает, сидит и смотрит. Движения нет. А между тем развитие в этом возрасте происходит через движение. И только так.

Дети до 3 лет. Почему просмотр мультфильмов лучше минимизировать?

Норма — когда Вы включаете мультик, а ребёнок фокусируется на нем 2 минуты и бежит дальше заниматься своими делами.

И не нормально, когда современный мультик создан так, чтобы длительное время удерживать внимание, заставляя его сидеть на одном месте.
Основная задача возраста — движение. Каждое движение, которое нам взрослым кажется неважным — катать машинку, мять пластилин, прыгать, кружиться, — в этом возрасте для ребенка играет большую роль. Учат фокусировать внимание, развивают ловкость, речь, креативность, инициативность.

И помните, развивающих мультиков не существует. После 3 лет есть информативные мультики энциклопедического характера.
Они сюжетные, и до 3 лет не будет понятен смысл.

Так стоит ли ограничивать малыша в движении теми вещами, которые пользы ему никакой не приносят?
Сегодня в этом возрасте обычно появляется не только телевизор, но и смартфоны, планшеты, компьютер.

Общее правило для мультиков и игр — то, что вначале получит мозг, то он и будет хотеть получать и дальше. Простое, дофаминовое, лёгкое? Или то, что несёт в себе определенные знания и пользу?

Вам важно отслеживать то, что Ваши дети потребляют. И это не только про «глупый контент», но и про тот, где они захотят проверить всё то, что изображено, например, известный мультик «Душа». Важно следить за такими мультфильмами, которые не по возрасту и которые могут быть восприняты буквально.

Я рекомендую включать фильмы о животных или подобного рода познавательные передачи. Чаще всего они небольшой продолжительности, 20−30 минут, а после просмотра можно продолжить изучение темы в энциклопедиях. Или перевести образовательный процесс в творческое русло: «А давай нарисуем подводный мир? Кто там живёт?».

В норме детям старше 5 лет мы не включаем телевизор более 1 часа 10 минут, иначе потеряем потенциал мышления. Впоследствии это определенные трудности в учебной деятельности, например, сниженная концентрация внимания на учителе и учебном материале.

По факту у дошкольника нет времени смотреть мультфильмы. Много задач, которым он должен научиться по нормативам своего возраста, появляются секции и кружки, а после — школа.

Грамотно выстроенный режим дня — залог правильного развития и досуга.

Дети старше 5 лет. Что включать?

Конечно, я прекрасно понимаю, что в каких-то ситуациях без телевизора или планшета не обойтись. Задержали рейс, трое детей, а Вы сидите в очереди ко врачу. Ситуации такие бывают, но здесь вспоминаем главное правило — должно быть дозированно.

Чем же занять малыша, дошкольника, а после и школьника дома?

Культура потребления контента формируется с малых лет. Включайте аудиосказки или диафильмы вместо предлагаемых современных мультфильмов, где за одну минуту с героем происходит множество событий, а от пестроты картинок даже взрослому становится плохо.

Приобретите настольные игры по возрасту для всей семьи. Пусть это будет Ваш ритуал и совместное время после садика или школы всей семьёй.

Если не мультики, то что?

Ну, а лучший помощник против мультиков — свободная сюжетно-ролевая игра. Когда из кубиков малыш вначале с Вами, а потом и сам строит большой город, рассаживает игрушки, катает машинки. Игра, в которой игрушки оживают и играют свои роли.

Если в детстве научить ребёнка взаимодействовать с куклами, плюшевыми зверятами, машинками, то после он сможет сам создавать свои спектакли и сюжеты с ними.
С 3 лет увлекайте детей творчеством. Лепка из гипса, свободное рисование, Lego — сейчас множество различных наборов и интересных конструкторов.

Такое творчество впоследствии может стать постоянным хобби и твердым увлечением в подростковом возрасте. Когда начинал с простых моделей из кубиков, а теперь стал собирать сложные модели кораблей и парусников. Или увлекся обжигом дерева, конструированием микросхем и плат.

У девочек это может быть бисероплетение, когда ты сама своими руками создаёшь красивое и модное украшение.

Не заменяйте время на игру мультиками. Они могут быть частью расписания, но учтите, что смотреть их в 100 раз проще, чем занимать себя самостоятельно. Направьте мультфильмы в правильное русло, помогите Вашим детям повторить в игре любимые сюжеты.

Пусть мультфильмов в Вашей жизни будет меньше, а благодаря игре полёт фантазии станет безграничным.
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской