Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Кризис 7 лет

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Содержание
«Почему 7 лет и кризис? Это всё из-за школы?», — вопрос, который часто задают мне родители.

Отчасти психологические особенности кризиса 7 лет действительно связаны со школой и новым социальным окружением. Но и физиологические изменения тоже происходят. Родителям важно не просто преодолеть данный возрастной этап, но и сохранить отношения с ребенком. А проверка на прочность будет сильная.

В статье Вы найдете ответы на Ваши вопросы: симптомы кризиса 7 лет и причины непослушания, как проявляется кризис и сколько длится, что делать родителям и как облегчить жизнь ребёнка. Это не просто рекомендации родителям от психолога и нейропсихолога, но и практический опыт мамы двоих сыновей-подростков.
У любого возрастного кризиса есть предкризисный этап. В нашем случае — это дошкольный возраст 5−7 лет.

В это время происходит последний этап детства. Да-да, счастливое и беззаботное детство очень быстротечно. Именно к школе наступает финал игровой деятельности и переход в учебную.

Появляются первые серьезные, взрослые и глубокие темы для обсуждений. Дети интересуются вопросами жизни и смерти, различают эмоции, задают неловкие «А как я появился на свет?» и «Почему мальчики и девочки отличаются?».

На фоне Ваших ответов может наступить кризис самосознания и появятся вытекающие отсюда страхи «Я не нужен», «Я боюсь умирать», «Со мной не дружат», «Я не такой» и другими.

Ещё многие родители отмечают, что в возрасте 5 лет ребёнок сильно меняется и начинает бесить. Появляется такое состояние «вонючести», которое длится лет до 8. И мальчики, и девочки будто постоянно всем недовольны.

Негативизм на всё, начиная с зубной щетки и пасты (не тот цвет, не тот вкус, мне не нравится), заканчивая общением со сверстниками — ещё вчера были не разлей вода, а сегодня уже «Плохой! Не буду с ним дружить!».

Очень часто именно в этот период родители опускают руки. Они устают бороться, уговаривать, находить подход.
«Ну ведь взрослый, всё понимает! А ведёт себя не пойми как!».

С чего начинается возрастной кризис 7 лет. Предпосылки

Если Вы отступаете в это время, то считайте, что проиграли. Проект «ребенок» длится ровно 7 лет. Только 7 лет у Вас есть на то, чтобы заложить не только ключевые навыки, но и Ваши отношения на всю жизнь.

В возрасте 5−8 лет идёт прямое обесценивание. Если вы хотите сохранить эмоциональную связь, интересы ребенка без потерь, а потери будут колоссальные, сжать челюсти и продолжать делать своё.
Начало школьной жизни — волнительный период для многих родителей. Этап сепарации, который приходится на возраст 7 лет, и понимание, что ребенок — уже не малыш.

При всей «интеллектуальной» подготовке к школе оказывается, что школа — не праздник, а сложный момент для многих семей по разным причинам:

  • Ребенок привязывает родителя к себе уроками.
  • Он не замотивирован учиться, на него поступают жалобы за поведение и успеваемость.
  • Застревает в детстве и активно погружен в игровую деятельность более младшего возраста.

А тем временем жизнь требует большего: усидчивости, концентрации на обучении, взрослости и умении нести ответственность. Дети пытаются понять себя и свои желания, учатся расставлять приоритеты — «Если я пойду гулять и не сделаю уроки, то могу получить двойку, что важнее?».

Возникают первые ситуации взрослого выбора и последствий, которые за эти выбором идут. Справиться и найти правильный ответ сложно, но опыт проб и ошибок работает на формирование ответственности и самостоятельности. Уже не родитель решает, что и как, уже сам ребёнок учится это делать.

В первом классе очень сложно ответить на такие вопросы, как «Зачем мне эта учеба и школа?», «Почему я должен тратить столько времени на уроки?», «А что будет, если я это выучу? А не выучу?».

Долгосрочного планирования и умения видеть на перспективу своё будущее в этом возрасте ещё нет. Так проявляется кризис 7 лет с психологического и социального аспектов.

Родители в свою очередь в начальной школе:

  • Привязываются с уроками, не давая ребёнку брать на себя ответственность.
  • Мучают учебой до школы, к школе ребенок подходит уставшим и выгоревшим.
  • Не переводят сына или дочь на новые навыки и интересы по возрасту.
  • Не дают самостоятельность там, где это возможно: готовить себе самому простые блюда, ходить в школу самостоятельно, впервые поехать на общественном транспорте и т. д.

Причины кризиса и изменений

И в итоге для многих начало школьной жизни — это вечное преодоление. Ссоры, конфликты, непонимание. Причем сепарация бывает сложной именно для родителя, потому что он боится потерять контроль, а тем временем ребёнок не хочет слушаться. Почему так происходит?

Главный человек для Вашего ребёнка в начале школьной жизни — это учительница. Она должна быть продолжением Ваших идей, Ваших ценностей и идеалов. Именно поэтому в первом классе мы выбираем не школу, а учительницу на ближайшие 4 года.
Возрастной кризис 7 лет — гормональная перестройка, чтобы впоследствии пережить пубертат. Главный врач на это время — эндокринолог, обязательно проверяйте и следите за здоровьем Вашего ребенка. Важно держать под контролем основные микроэлементы.

Психологические новообразования и социальные изменения, которые характерны для данного возраста:

  • Школьник становится неуправляемым, что проявляется в его упрямстве, порой категоричности.

  • Очень часто возникают споры в семье, родители говорят, как надо, но ребенок настаивает на своем, почувствовав новую ступень самостоятельности.

  • Нередко наблюдается вспыльчивость и раздражительность, хорошее настроение резко может смениться на плохое, и наоборот.

  • Ребенок начинает интересоваться «взрослым»: взрослыми темами для разговора, Вашим поведением и общением, порой копируя это.

  • Проявляет желание к расширению своих обязанностей, показывая, что он уже взрослый, большой и самостоятельный. Причем это может быть как желание самому отвечать за свои домашние задания (контролировать, что задали, выполнять) и оценки, так и то, что касается задач по дому или дороге в школу, на секцию. «Мам, не надо меня провожать, я сам справлюсь!».

Также Вы можете заметить, что уже в начальной школе начинается «следование» за другими, когда ребенок хочет такую же вещь как у друга или одноклассников.

Нередко в 1−2 классе дети просят купить им дорогой телефон, а потом все вместе на переменах стоят и играют каждый в свой. Это отдельная тема для обсуждения, но обратите внимание на то, что к гаджетам приучать лучше до школы и под Вашим контролем. В школе, когда В

Вы уже перестаёте быть значимым лицом, контролировать эту историю будет крайне сложно. Отсюда гаджетозависимость и непонятный контент, который потребляют наши дети.

Признаки кризиса 7 лет у ребенка

Так, с точки зрения возрастной психологии главный признак того, что ребёнок вступил в кризис, — утрата детской предсказуемости и прежней понятности взрослому.

Перед нами возникает словно другой человек со своими уже глубокими переживаниями, мыслями, чувствами. Уже нет прежней открытости, иногда ребенок может замкнуться в себе, не рассказать что-то Вам, не поделиться своими переживаниями. Именно поэтому важно заложить теплые и доверительные отношения друг с другом в первые 7 лет жизни ребенка.
Возраст начала школьной жизни — психологический и физиологический кризис 7 лет. Момент, когда ребенок меняет ведущую деятельность с игровой на учебную.

У родителей появляются первые серьезные требования: «надо», «должен». Даже общество требует от ребенка развития самоконтроля: уроки в школе, другая методика тренировок в спортивных секциях и творческих студиях.

У данного кризиса сложно выделить четкие фазы в отличие от пубертата. И сложно сказать, когда кризис закончится. Дело в том, что начало всех изменений выпадает на период адаптации к школе, что накладывает свой отпечаток. В идеале, адаптация проходит за 3 месяца благодаря правильно составленному графику и четко исполняемому режиму дня.

В среднем продолжительность кризиса 7 лет около года. И на эту продолжительность оказывают влияние несколько факторов: устойчивость нервной системы ребёнка, его подготовка к школе и не только в плане интеллектуальных способностей и натаскивания, но и с точки зрения психологической и социальной готовности, сама адаптация и скорость ее протекания.

Сколько длится кризис 7 лет у ребенка

Первое и ключевое, на что стоит обратить внимание родителям, — выбор учителя и классного руководителя в начальной школе.
Вы до 7 лет для ребенка Боги. После 7 лет Вы становитесь простыми смертными, а ребенок переходит во власть следующих авторитетов — учительница в школе, тренер на секции.

Очень часто вижу, как родители «принижают» авторитет учителя, говоря, что он неправ, у него завышенные требования, опять придумал какую-то ерунду с этими домашними заданиями и проектами. «Сам пусть и делает!».

Этот авторитет для ребенка выбрали Вы, и Ваша задача его поддерживать, даже если Вы не согласны с мнением учителя. Если действительно оказалось всё «очень сложно» с учителем, то попробуйте поменять класс или школу, найти своего педагога. Важно, чтобы Вы с ним совпадали по отношению к учебе, взглядам на жизнь, чтобы не было той самой критики учителя.

Как себя вести родителям и помочь ребёнку пережить кризис

С 1 класса начинается социализация ребенка в новом окружении. Формируется некоторая иерархичность в классе, появляются компании друзей, кружки по интересам, самый лучший друг. Есть лидеры, за которыми готовы следовать остальные.
Чем Вы здесь можете помочь? Предлагайте и организуйте внеклассные мероприятия для детей, это очень сближает. Не перемены, где каждый сейчас стоит в своём телефоне, а общий субботник, экскурсия в планетарий, поездка в музей области.

Школьникам (как и подросткам) очень нравятся квесты. Жизнь ребенка должна быть насыщена не только учебой и тренировками, но и таким неформальным общением со своими новыми друзьями. И самое лучшее, что можно предложить на первом собрании — это куда-то вместе сходить или съездить. Так, дети смогут узнать друг друга получше, пообщаться, подружиться.

Также приглашайте друзей к себе домой. Вы можете находиться дома, в другой комнате, но создайте такую атмосферу, где все дети будут чувствовать себя комфортно и безопасно. Настольные игры, совместный просмотр фильма, готовка — очень сближают детей.

Ребенку в 7 лет важно расширять круг общения. Да, он будет отдаляться от Вас, родителей, иногда выводить из себя, заставлять недоумевать — «Как, ещё вчера ты был таким ласковым мальчиком?», «Вроде недавно дочка рассказывала мне всё, делилась, а сегодня закрылась в свою ракушку». Но если Вы хотите сейчас и потом, во время подросткового кризиса, сохранить доверие и теплые отношения, давайте возможность дружить.

Безусловно, какие-то общие семейные традиции должны оставаться. Не уступайте здесь ребенку. Например, Вы всегда ходили на 8 марта поздравлять бабушек, и да, сейчас ничего не поменялось, мы все идем поздравлять бабушек с праздником. Раз в год Вы ездили всей семьёй на море, и в этом году Вы всей семьёй следуете своим традициям.

Как и в любом кризисе что-то должно оставаться неизменным — Ваше совместное время. Оно может видоизменяться. Вы уже не ходите вместе по музеям, но посещаете концерты или тематические выставки, которые интересны ребёнку. Вы уже не проводите время в игровых или на детских площадках, но вместе посещаете квест-комнату и разгадываете загадки.

Да, некое упрямство, холодность, неуступчивость — особенность возраста. Но даже с этим Вы можете продолжать идти по намеченному пути. Давать ребенку культурное насыщение, спорт, эффективное время, воспоминания.

Хуже будет не раскрыть интересы и таланты ребенка. Оставить его в подростковом возрасте ни с чем. А место, где ничего нет, очень быстро займут плохие компании, запрещенные вещества, ранняя половая жизнь.
Эти книги подойдут и подросткам, когда наступит пубертат, поэтому рекомендую их прочитать сейчас и вернуться к ним после. Они помогают понять свои эмоции и желания, а в 7 лет, как я говорила выше, нередко наступает кризис самопознания, где очень нужна поддержка — что-то, что вернёт опору под ногами.

Король своего королевства: Учимся быть собой, Мария Миронова, Алексей Афанасьев.

Эта книга помогает научиться лучше понимать и ценить себя и окружающих, находить в себе сильные стороны, принимать недочёты. В ней Вы найдете ответы на вопросы о том, как воплощать свои мечты и желания в жизнь, как вести себя в разных ситуациях, какие типы личности есть в каждом из нас.

Авторы вложили в книгу колоссальный опыт. Взрослому также будет полезно проработать задания из книги.

Чего ты по-настоящему хочешь? Как ставить цели и достигать, Беверли Бэтчел.

Помогает прочувствовать и обрести цель, к которой будешь двигаться и которую хочешь достичь. Это своего рода тренинг, который даёт понять, что если мы хотим чего-то достичь, важно мыслить позитивно и верить в себя.

Книги про эмоции для детей с 7 лет и взрослых

Для родителей любой кризис, и 7 лет — не исключение, — это проверка на прочность. Старайтесь избегать постоянной критики и противоречий. Да, ребенку важно научиться ошибаться и делать после этого выводы, совершать свои шаги в жизни. Конечно, нам, родителям, хочется помочь, поддержать, не допустить каких-то промахов. Но помните, что лучшая наша поддержка в это время — это помочь разобраться, почему такое произошло, и как это можно будет исправить.

Спокойное отношение к происходящему — залог не только Ваших тёплых отношений, но и самооценки школьника. Наши настроение, мысли, настрой очень влияют на детей, считываются и транслируются уже ими самими. «Я получил два, я глупый», «У меня нет друзей, поэтому я неудачник».

Не накручивайте себя и ребенка из-за оценок, разовых замечаний и маленьких ссор с друзьями. Поддерживайте, будьте рядом, вместе обсуждайте варианты решений и позвольте ребенку самостоятельно уладить эти вопросы, ведь 7 лет — это новый этап сепарации и взросление, когда вместо малыша Вы видите самостоятельного сына и подросшую психологически дочь.
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской