Автор
валентина паевская
Детский нейропсихолог, перинатальный и клинический психолог

Что делать, если ребенок не слушается

Продолжение далее
Семинары
и вебинары по теме
Популярные материалы по теме
Поделиться:
Содержание
Ребенок не хочет слушаться, делает всё словно наперекор. Постоянно плачет и даже истерит. Не обращает внимания на Ваши слова и совсем не воспринимает просьбы. Порой даже приходится повышать голос, чтобы тебя услышали.

Буквально каждый родитель проходил через подобные ситуации непослушания. При этом столкнуться с ними можно в любом возрасте — будь это 2 года или 14 лет. «Его словно подменили. Я не понимаю, что мне делать и как себя вести», — то, что часто произносят взрослые в таких случаях.

В этой статье рассмотрим основные причины непослушания детей и способы реагирования на подобное поведение со стороны родителей.
Под непослушанием мы будем понимать не единичный случай, а систематически плохое поведение. Когда ребенок постоянно убегает от Вас на улице, не реагирует на Ваши просьбы остановиться, подождать или вернуться.

Или регулярно вместо того, чтобы собрать игрушки и идти готовиться ко сну, начинает ещё больше беситься и играть. Когда Ваши просьбы игнорирует подросток, а пятилетка в принципе не хочет слушаться.

Причин у плохого поведения может быть много. И в разных возрастах работают свои «Почему».

Итак, причины, почему ребенок не слушается родителей:

  • Кризис развития.

Он подразумевает под собой физиологические и психологические изменения. Кризис — это всегда рост и взросление ребёнка, когда он перестаёт быть «удобным». Существует три возрастных кризиса — 3 года, 7 лет, подростковый кризис или пубертат.

  • Один из этапов сепарации.

Постепенное отделение ребёнка от родителя проявляется в некоторой его самостоятельности, которая с каждым этапом и в каждом возрасте увеличивается.

Начинается с того, что маленький ребёнок примерно в 1 год перестаёт реагировать на Ваше «нельзя», и будто специально суёт пальчики в розетку, пробует залезть повыше и достать то, что для детских рук совсем не предназначено. А заканчивается это примерно в пубертате, когда подросток в принципе сам всё решает, а отец и мать ему не указ.

Помните, что сепарация — это нормально. Ребенок должен пройти через каждый этап для того, чтобы стать взрослой самостоятельной личностью с выстроенными границами, умением принимать решения. Задача родителя на этих этапах — создать и обеспечить безопасную среду для развития и при этом обозначить границы, что — можно, а что в силу возраста и правил — нельзя.

  • Родитель не может перестроиться под возраст ребенка.

Очень частая история, когда родители жалуются на неожиданные истерики. «Кризиса нет, что тогда? Почему он всё время плачет?». Ребёнок взрослеет, ему становятся интересными другие игрушки, книжки и занятия. Ненормально, когда родитель не растет вместе со своим ребенком.

В 3 года всё также предлагает собирать пирамидку, а в 5 лет читает «Курочку Рябу» и т. д. Идёт некое несоответствие возрасту, потребностям и интересам со стороны ребёнка и среде, в которой он находится.

  • Гнев, обида, раздражительность и другие негативные эмоции и состояния.

Чем младше ребенок, тем сложнее ему понимать свои чувства и контролировать их. Он может обидеться на Ваш отказ, например, что-то купить в магазине, или замечание о поведении или словах. Может разозлиться на простую просьбу и бросить в ответ колкое: «Мама, отстань, сам разберусь» или «Папа, я знаю. Не надо меня учить».

  • Конфликт или ссора.

Согласитесь, когда мы с кем-то ругаемся, то вряд ли испытываем положительные эмоции. Мы подавлены, раздражены, хотим побыть в себе и тишине, чтобы разобраться в ситуации.

У детей всё точно также. Поругался с лучшей подругой в детском саду? Мама, жди дома злого бесенка. Если учить эмоциям, читать соответствующую литературу, развивать эмоциональный интеллект, то чаще всего такие эмоциональные реакции рано или поздно сходят на нет. Ребенок учится их контролировать и правильно проживать.

  • Несколько детей в семье.

Это отдельная и очень большая тема, но родители нескольких детей меня поймут. Порой не бывает и дня без ссоры. Играют, через час ссорятся, мирятся и снова по кругу. Здесь на первый план обычно выступают более сложная психология отношений — ревность, сравнения с братом или сестрой, конкуренция.

Родителям очень важно ещё с момента планирования беременности готовить старшего ребенка к его новому статусу. Мы формируем теплые отношения в семье с самого начала, вводим определенные правила, грамотно распределяем время между детьми — вместе и с каждым отдельно.

  • Истерика как способ привлечь внимание, нехватка любви и заботы взрослого.

Обычно родители абсолютно точно определяют, когда малыш, дошкольник или школьник начинают себя плохо вести из-за того, что не хватает внимания. «Мама, поиграй со мной. Подожди минуточку. Мам, минуточка прошла. Подожди, видишь, я ужин готовлю». Чем младше ребёнок, тем больше он хочет видеть Вас вовлечённым в игру и занятия.

И поверьте, в подростковом возрасте Вы сами захотите больше общаться, куда-то вместе ходить, ждать, что подросток поделится с Вами своими переживаниями и сомнениями, но этого будет в разы меньше, чем в детстве. Проект «ребенок» длится ровно 7 лет. А дальше он уходит во взрослый мир — к учителю и другому значимому взрослому, друзьям.

  • Усталость, утомление, плохое самочувствие.

Капризы в младшем возрасте, когда переутомился. Раздражительность в более взрослом от неравномерной нагрузки или плохого самочувствия. Многие взрослые люди ведут себя в подобных ситуациях аналогично.

  • Бунт как желание остаять свои границы и показать себя «взрослым».

Обычно такие проявления в поведении можно наблюдать уже в школьном возрасте. Ребенок словно доказывает себе и окружающим собственную силу, проявляет характер, демонстрирует желание выделиться и самоутвердиться. Да, порой не лучшим способом.

Безусловно, это лишь самые распространенные причины плохого поведения, и у каждого ребенка в силу его индивидуальности могут быть свои, личные мотивы сделать что-то вразрез принятым дома и в обществе правилам и нормам.

Почему дети не слушаются

Очень часто мамы отмечают, что именно с ними ребенок совсем не слушается. «С папой как шёлковый», «с бабушками и дедушками ангелочек», «в детском саду ведёт себя идеально, но стоит только мне за ним прийти начинаются истерики» и т. д. Они не знают, что делать и как поступить в таких ситуациях.

Взаимоотношения «ребенок-мама» особенные. Изначально, придя в этот мир, малыш устанавливает самые тесные и прочные отношения с мамой. Именно с мамой этапы сепарации происходят наиболее ярко и сильно, потому что с ней самая крепкая связь.

И здесь очень важно смотреть Ваши личные взаимоотношения. Какие они? Позволяет ли мама нарушать свои границы? Как она ведёт себя во время истерик — умеет держать оборону или сдается при первых же слезах? Умеет ли мама говорить нет и как часто включается режим «жалко»?

Если Вы, отвечая на эти вопросы, заметили, что по каждому из них уступаете, что нет системности в воспитании, что слезами, истериками и шантажом Ваш ребёнок может добиться всего, чего захочет, то рекомендую подключить в эту ситуацию отцов.

Папам не жалко. Они спокойно относятся к слезам — «Ну поплачет немного и успокоится». Они не побегут по первому зову выполнять любую прихоть — «Если тебе надо, то делай сам». Отцы в ситуациях плохого поведения справляются лучше. Женщины более эмоциональные, женщинам жалко своих детей.

Дети не слушаются маму

Не бойтесь быть твёрдыми в своей позиции. В жизни обычно так всё и устроено: нужно брать ответственность, добиваться своих целей через усилие, укладываться в сроки, слушать учителя, тренера, руководителя.

Ваши действия, слова и воля навсегда останутся в голове ребёнка как его внутренний родитель. Подумайте, что он скажет себе — «Знаешь, ты прав, делай что хочешь» или «Нет, сейчас нужно собраться и сделать то, что нужно»?
Ну и конечно помните про этот момент, особенно в младшем возрасте, — ребёнок с мамой может быть собой. В садике он играл, общался с другими детьми, учился договариваться. В школе — внимательно слушал учителя, пытался найти новых друзей, отвечал на уроке, исправлял первую двойку.

Это перегружает нервную систему. А как и где её разгрузить? С мамой. Маме можно выплеснуть накопившееся раздражение. С мамой можно поплакать от несправедливости или бессилия.

И чем младше ребенок, тем ярче проявляются такие эмоции. Он ещё не может многое выразить словами, головной мозг ещё развивается и функции контроля и понимания эмоций нет. Будьте своему сыну или дочери этой опорой и постепенно учите пониманию и грамотному проживанию своих чувств.
В разном возрасте у детей включаются определенные защитные механизмы. В целом они во многом определяют поведение, а также понимание и ответ на вопрос: «Как воспитывать в том или ином возрасте?».

До 3−4 лет — эмоции, а, значит, и истерики.

Как это выглядит? Поплакал, покричал, выплеснул всё накопившееся, обнулился, встал и пошел дальше играть. Обычно вспышки яркие, бурные, но непродолжительные по времени.

В норме любой ребенок этого возраста истерит. Если он, наоборот, тихий, спокойный, удобный, то есть вероятность тревожности. Обычно тревожность проявляется в напряжении и скованности — малыш словно зажимается внутри и не показывает свои эмоции.

Такое часто происходит в детском саду, как в незнакомом месте, но стоит маме забрать ребенка, он разражается громкими слезами, выпуская эмоции из себя. Если таких истерик нет совсем, если ребёнок зажимается внутри себя, обязательно обратитесь к специалисту, чтобы проверить уровень тревожности малыша.

3−7 лет — избегание.

Проявляется в игнорировании неприятной информации. Максимальное проявление в 5 лет, когда начинает созревать кора головного мозга, появляется абстрактное мышление. Ребенок «убегает» в мир своих фантазий.

7−12 лет — поведенческие механизмы.

Шантаж, желание напугать родителя, чтобы добиться желаемого. «Я уйду из дома, если Вы не купите мне планшет». Причем формы шантажа могут быть как про уход из дома, так и про более тяжёлые и неприятные формы.

С 12 лет — проблемно-ориентированное поведение.

Может делать всё, решать любую задачу и проблему. Своего рода опасность: может уйти в достигаторство, когда нет эмоций, не чувствует удовлетворения от процесса, не испытывает счастья.
На каждом этапе, в каждом возрасте важно понимать, как действовать взрослому, как направить эмоции и развитие в целом в правильное русло.

Защитные механизмы как проявление плохого поведения

К сожалению, современные дети в большинстве своём застревают в истериках. И связано это с тем, что они всё получают: неограниченное количество игрушек, хаотический режим во сне, питании, домашних заданиях — «Не хочешь спать? Ну поиграй еще», отсутствие берегов там, где они нужны.

Дети должны знать слово «Нет», а родители придерживаться выбранной стратегии — если отказали, то не сдавайтесь под напором слёз и шантажа. Будьте последовательны в своих словах и действиях.
Очень важно с самого начала выстраивать правильные границы для развития: это можно, это нельзя, потому что ты ещё маленький, это в целом нельзя, потому что это опасно для здоровья.

Границы родительского терпения должны проходить там, где есть опасность для жизни. Не опасно для чистоты пола, порядка в комнате, маминых нервов, а именно для жизни ребенка.

  • Развитие самостоятельности

Давайте детям возможность развиваться в рамках своего возраста. Не ограждайте малышей манежами и шезлонгами, им важно изучать мир своими пальчиками, стучать крышкой кастрюли и, да, порой рассыпать гречу. Мозгу нужен опыт, и это касается любого возраста.

Если мы делаем что-то за ребёнка, хотя он давно может учиться делать это сам, то мы отнимаем его самостоятельность. Если Вы до 7 лет всё делали за сына или дочь — прибирали комнату, собирали рюкзак на секцию, складывали одежду и следили за её чистотой, мыли посуду, — не ждите, что в подростковом возрасте он научится это делать сам.

  • Режим дня

Режим дня — это тоже правила и границы, те самые берега, о которых я говорила ранее. Если с раннего детства малыш привыкнет к одному и тому же режиму, будет ложиться и вставать в одно и тоже время, есть в одно и тоже время, гулять в одно и тоже время, то Вы как минимум избежите переутомления, а максимум — создадите безопасную среду для развития.

  • Распорядок дня

Следите за перегрузом нервной системы, особенно в старшем дошкольном и школьном возрасте. У детей в 5 лет должно быть много свободного времени. У них должно быть детство. Сейчас же многие родители перегружают большим количеством кружков и секций, и к школе дети приходят выжатыми в физическом, психическом и эмоциональном плане.

В школьном возрасте есть своя большая нагрузка по предметам, кружки должны быть направлены или в спорт, или в творчество. Обязательно следим за расписанием уроков, в сложный школьный день мы не ставим занятие по сольфеджио.

  • Системность в воспитании

Сказали «Нет» — держите своё слово. Не надо идти на уступки и предлагать «Хорошо, давай я тебе куплю другую игрушку», особенно, если дома у Вас свой игрушечный магазин.

  • Учите слову «Надо»

Согласитесь, у Вас ведь не стоит вопрос, надо ли мыть руки после улицы или перед едой? Вы не спрашиваете малыша, хочет он чистить зубы или не хочет. Есть слово «Надо».

Вам надо на работу, а дошкольнику — в детский сад. Надо успеть на поезд, потому что он ходит по расписанию, а опоздав, Вы никуда не попадете. Надо учиться, работать, делать дела по дому. Родитель, у которого есть свое внутреннее понимание «Надо», — это родитель, который выдерживает границы. Слово «Надо» вводим дозированно, не стоит с младенчества загонять ребенка в рамки, поскольку до школы он живёт по принципу правого полушария, где «господствует» фантазия.

  • Не кричите

Как это обычно бывает? Примерно в 5 лет дошкольник перестает слышать маму. Мама на взводе, начинает кричать. Что делает психика? Подстраивается. Она перестает реагировать на Ваш крик. И чем громче Вы кричите, тем меньше Вас слышат. Старайтесь найти свои экологичные способы реагирования на плохое поведение.

  • Сократите манипуляции, сопротивление, уговоры

После 3 лет у ребёнка может быть вполне осознанная провокация и манипуляция, от которой он получает свои выгоды. Если ещё в раннем возрасте он чувствует силу и может триггерить родителей, создавая определенные ситуации, — это может усугубиться по мере его взросления.

Чем старше ребенок, тем он умнее, хитрее и изворотливее. Но при этом будьте аккуратны с манипуляциями, связанными с жизнью. Начиная с 5−7 лет, много и регулярно говорим о безопасности, на фоне страха смерти вводим важные правила и запреты: наркотики, курение, таблетки и т. д.

  • Сформируйте круг друзей

Друзья — это не только про доверие, но и Ваш вклад в социальный капитал ребенка и его эмоциональный интеллект. Хорошие друзья снижают тревожность и агрессию, с ними Ваш ребёнок будет знать, кому можно доверить свои переживания.

С 5 лет приглашайте друзей к себе в гости из садика, спортивной секции, кружков. Желательно, каждую неделю устраивать такие неформальные встречи у кого-то в гостях, где дети смогут в комфортной обстановке поиграть и лучше узнать друг друга.

  • Не допускайте агрессию в свой адрес

Это вновь про определенные правила и запреты, которые Вы должны установить в своей семье. Например, «в нашей семье мы не деремся», «маму бить нельзя», «нельзя никого кусать» и т. д. Если такое происходит во время истерик у малышей, то Вы должны отстраниться и не позволять себя бить, пинать или кусать.

Что делать, если ребенок не слушается

Если Вы проявляете заботу о себе и о своих границах:

  1. Вы снижаете риск, что ребенок будет агрессивным со сверстниками, так как он понимает, что бить никого нельзя, другим людям больно.
  2. Вы снижаете риск, что ребенок будет жертвой, так как Вы показывали всегда здоровую модель защиты своего тела от агрессии.
  • Мотивация успеха

Если плохое поведение связано с неудачами — что-то не получилось с первого раза, получил выговор или двойку, то первое с чего важно начать — перестать обращать на это пристальное внимание. Иначе этот этап может попросту затянуться.

Будьте спокойны: «Не получилось с первого раза? Ничего, получится со второго». Предложите больше участвовать в быту, в готовке. В этой сфере есть 2 важных аспекта: постоянное столкновение с неудачами (просыпалась мука, пролил воду, подгрела картошка) и ощущение собственного успеха при виде готового блюда, чистого пола, политых цветов.

  • Не говорите того, чего не может произойти

Очень частая история с малышами. «Вот не будешь слушаться, тебя дядя заберет». «Если будешь так кричать, то тетя тебя из самолёта высадит». Дело в том, что такие такие слова от взрослого разгоняют тревожность у детей, которые к ней склонны, и делают Ваши границы слабыми во всех остальных случаях. Если Вы что-то сказали и не сделали, особенно на постоянной основе — ребенок Вас слушаться не будет.
Помните, что как бы нам, взрослым, не хотелось удобных и послушных детей, в норме каждый из них проходит через истерики, слезы, непослушание. Наша задача — быть системными и последовательными в своем воспитании, а также создавать теплые и доверительные отношения, которые станут фундаментом в трудных ситуациях.
Поделиться:
Полезные материалы и новости проекта
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию о воспитании и развитии детей от Валентины Паевской